Итак Западная Сибирь.. Как там в песне? «Снизу недры, сверху кедры»..

Во время работы в МЧС случалось нам подрабатывать на дружественную нам организацию «Геокосмос». Ребята занимались геодезией и выполняли заказы разных крупных и не очень контор по геодезической съемке различных территорий, ну и когда работа большая, то привлекали ребят, кто соглашался. Ну а нам полная лафа: экспедиция, романтика, работа, ну и оплата соответствующая..

На дворе 2001 год. Почившая ныне в бозе нефтяная компания «СлавНефть» заказывает детальную картографическую съемку своих месторождений и всех коммуникаций. Летим в Сибирь! Город Нижневартовск, оттуда на машине до города Мегиона, оттуда паром на левый берег реки Обь. Никто нас не втречает: стоим и озираемся.. Подъезжает Тоёта Хайлюкс службы безопасности: «Кто такие, чего приперлись?» Ну, мол, так и так.. Экспедиция и все такое.. Грузимся к СБшникам, едем на месторождение Покамасы. Озираюсь, кругом одни болота..
-А что, тут болот много, да?
-Неа, всего два..
-???
-Справа от дороги и слева от дороги..

Глава первая. Нива.

И вот, на следующий день первый выезд. Была у нас там Нива. Ее я в первый же день и утопил. Ну забыл я, что там всего два болота, развернуться решил.. И ведь ничто не предвещало, как говорится.. На первой пробуксовочке надо было и закончить и срочно бечь за краном, но мы же крутые жипари, а Нива-это супертанк! Блокировку, понижайку, и вот мы уже глубокоооо…



Пока сфотографировались, пока репу почесали, пока покурили-она уже по поворотники ушла.. А напарник еще зачем-то завести попробовал, как вся эта гадость из дефлекторов хлынула.. Сидим, обтекаем.. Нашли кран. А кому нырять? А кто утопил? Тот и нырял..
Я теперь понимаю, что чувствовали герои фильма «Джентельмены удачи», едучи в бочке с раствором. Там примерно такая же субстанция, что по цвету, что по плотности, только еще и чертовски холодная. Май месяц на дворе все-таки, ночью до -5.. Вытащили Ниву, и даже ничего не сломали, хотя шансы были.. Я стропы за трубы на бампере зацепил, когда вытаскивать начали-кузов идет, а колесы в этом гуане прочно сидят.. И вот мы, не дыша, наблюдаем: амортизаторы растягиваются, пружины растягиваются, рычаги опускаются, покряхтывает все.. Вот-вот и оторвет нам передний мост нахрен… ЧПОК! И морда машины вывешивается над болотом.. Потом пришлось еще раз нырнуть зацепить задницу, и вытянули репку!
Двери открыли, слили все это из салона, посидели покурили, ну что, заводим? Словит клина-не словит клина, ну с богом! Др-др-др, ЧУДО! Завелась! Нет, Нива-это я вам скажу, это АВТОМОБИЛЬ! НАСТОЯЩИЙ!
Вечером горячий душ, спирт внутрь и снаружи и спать..

Глава вторая. Разведчик.

Эх, Разведчик.. Встречались с ним недавно.. Практически брат названный.. Но по порядку. Приехал Разведчик. Основная группа работала уже на Агане, это правый берег, цивилизованный, они даже на Опеле на съемку ездили, а на нашем левом берегу-дикая-предикая природа. И осталось-то нам всего 3 месторождения снять.. Остались мы вдвоем. В первый же вечер крепко выпили за знакомство и все такое. Утром поехали работать.

Технология такая: в Ниве бензогенератор Хонда, генератор импульсов американский какой-то, трассоискатель и GPS-оборудование. На Ниве рация, у каждого тоже рация. Подъезжаешь к какой-нить задвижке, заранее известной, ставишь Хонду, цепляешь генератор к трубе, потом тщательно все это маскируешь, чтобы не скомуниздил кто, и вперед, по трубе. Каждый поворот или изменение глубины надо фиксировать, а на прямых участках каждые 300 метров..
А трубы-то зимой кладут, когда замерзнет все, и не по дороге, а метрах в 20-50 от дороги.. Поэтому чаще всего съемка проходила вот так, и это еще лайт-вариант:



Желтое-это GPS-приемник, в руках трассоискатели.

Так вот остались мы с Разведчиком вдвоем в этом диком и опасном краю

Ноги иногда приходилось мыть минералкой, купленной в столовой, а кроме Кармадона там ничего не было

Глухарь-птица красивая, но глупая.. Подпустить –не подпустит за 100 метров, улетит, а если на Ниве осторожно подъехать, будет сидеть и смотреть, что это за ерунда такая.. Из окна палкой по башке-вечером суп едим из глухаря..

Деньги кончились, меняли у водил Ураловских рыбу ( а рыбы в Оби мнооого: нельма, налим, щука) на 92-й бензин..

Дикие лебеди в озерах.. Красота. И змеи.. Вон насчет змей подробнее.
Полезли мы с Разведчиком трубу снимать.. Ниву посередине оставили, он назад пошел, я вперед.. Слышу сзади, бултых!! И виртуозный мат.. Ну, купаться-это не впервой, это скорее норма.. Снял точку, выхожу к Ниве, стоит Разведчик, воду из сапог выливает, мокрый весь.. Разделся, остался в одних трусах.. Не впервой: штаны прижимаются капотом, а штанины под щетки, на горячем капоте быстро сохнут.. Бушлат на крышу, сапоги голенищами вниз между кузовом и бампером.. Через час можно надевать.. Говорю: сиди теперь в Ниве, я досниму точки и поедем обедать..
Через 5 минут мат еще виртуозней, правда без бултыха.. Выскакиваю.. стоит этот орел около Нивы в труселях и кроссовках, почему-то с ногой в руке.. Нога-это мы так трассоискатель прозвали.. И матерится.. Оказывается, полез он как был трубу снимать и на гадюку наступил. Грит, хорошо дохлая была, ничего не сделала, так и осталась валяться.. Пошли мы смотреть на эту дохлую гадюку, а она уползла уже.. Вот тут-то ему и похреновело, аж побледнел.. Да и мне нехорошо стало: куда его везти укушенного, если что? До ближайшей цивилизации-километров 100 и то через Обь надо как-то переправиться..

Кеты.
Заехали мы с Разведчиком на дальнее месторождение Кеты. Обедаем, входят инкассаторы: девчонка молодая, и 2 охранника в жилетах и с оружием. Пообедали, выходим покурить на солнышке, а третий, водила ходит вокруг Хайлюкса (там кроме Хайлюксов никакие другие машины долго не живут) и репу чешет. Колесо пробил. А встал так неудачно, что поднять машину и снять колесо невозможно, не хватает домкрата.
Ну мы ему Нивский одолжили, все равно никак.. Тут и эти вышли, а тут картина такая.. А у них полна сумка денег, инструкции и все такое.. Ну парни сначала напряглись, потом увидели Ниву московскую (редкий зверь в этих местах), слово за слово, да и ехать надо. В общем, закинули они бабло в машину, и помогать.. Мы пятером с этим сундуком Хайлюксом возимся, девочка на солнышке весеннем нежится, семечки щелкает.. Симпатичная.. Да и мы одичали уже немного.. В общем, нашли бревно здоровое, всякие хреновины, напряглись, четвером вывесили колесо, водила быстренько заменил, готово..

Парни:
-Спасибо, мужики, без вас никак..
-Да ладно.. Сегодня мы вам, завтра вы нам..
-Спасибо! Чем отблагодарить-то.. Мож семечек хотите?
-Не надо, парни! Ничего не надо!
-Не, ну так нехорошо.. Во, может хотите… апельсин? ( драгоценность это вообще-то..)
-Да не надо, ребят, о чем речь-то!
-Ну.. Блин, мы бы бабу предложили ( на девчонку показывают, та улыбается), но нам ехать уже надо.
-……………………………….

И уехали.. а мы остались стоять, как два дурака.. Вот такая там шкала ценностей: семечки, апельсин, женщина.. Посмотрели мы друг на друга, и ни слова не говоря, сели в Ниву и поехали на Покамасы..

Много чего в этой экспедиции было интересного. Много. Кстати, опытным путем было установлено, что:
А) Гадюка, когда нападает, поднимается примерно на середину голени
Б) Болотник она не прокусывает

Ну да хватит о змеях..


Комары

Про сибирских комаров я был наслышан еще с детства, что они там огромные, злые и утаскивают людей себе в норы.. Посему, запасшись всякими средствАми защиты от этих кровопийц, не без опаски вышел на съемку..
Комаров там тучи, но они вовсе не такие, как гласила народная молва, а вполне себе европейские: мелкие, кусачие, наглые и шустрые..
Наши зажравшиеся комары пока на посадку зайдут, пока устроятся, пока кусать начнут-успеешь еще пива попить, прежде чем грохнуть. А там атакуют толпой и кусают, не задумываясь.. Да оно и понятно-такая уязвимая жертва когда еще в их болото забредет..
Посему умазывались с ног до головы чудодейственным препаратом под названием OFF. Препарат замечательный, но есть у него одна особенность: действие его прекращается внезапно. Т.е. стоишь ты весь из себя такой, снимаешь точку, комары над тобой кружат тучей, но не садятся. И вдруг, как выключатель, ЩЕЛК, и ты мгновенно атакован армией этих злючих насекомых.. И тут уже "беги, дядь Мить", к Ниве немедленно, хрен с ней, с точкой, переснимешь потом..
Так вот, стою я, значит, в первые дни, опасаюсь этих тварей.. И вдруг, практически над ухом что-то жужжит.. Громко так. Причем судя по этому жужжанию сей комар должен быть размером минимум с ротвейлера.. И ведь где-то рядом, сволочь! И повернуться нельзя, съемку запустил-стой неподвижно.. И прямо чувствуешь, что звук приближается, и думаешь: "Вот он, тот самый мегакомар! Щас он на тебя сядет и всего выжрет за секунду!" Снял точку, озираюсь испуганно, хоть посмотреть на эту скотину перед битвой, а вокруг никого! Только жужжание это, как от трасформатора 35 киловольтного.. Страшно, скажу я вам.. Ведь где-то рядом совсем, а не видно его, затаился, гад!
Вечером мне объяснили, что есть такая птичка-невеличка, бекас называется.. Маленькая, чуть больше воробья



Так вот, наберут они высоту и пикируют, отсюда и звук такой, нарастающий, жужжащий..

Вспомнил я тут старика Бекаса из конфы Хюндай, представил его, пикирующего с таким звуком..



И чего-то так смешно мне стало :-)) Больше не боялся :-)


Нива-это машина! А если ей приделать на крышу багажник, то это вообще отличная машина! Были у нас такие штуки поперечные, на фоте видно. Так вот, если труба по прямой идет и нет изменения рельефа,. то точки надо снимать с интервалом 300 метров. Останавливаешься, идешь в болото искать трубу.. Труба метрах в 20-50 от дороги, идешь примерно 20 минут, находишь трубу, смотришь, на какой глубине она лежит, вводишь данные в контроллер, снимаешь точку. Это минута максимум. Потом минут 20 обратно. А торопиться нельзя: болото однако.. Вот и прыгаешь, как цапель с кочки на кочку. Это потом уже по растительности научились твердые кочки отличать, а поначалу купались часто. Вроде же и кочка, и цветочки на ней какие-то растут, а наступаешь-и по пояс бултых! А инструкция такая: если тонешь и засасывает, то перво-наперво снять рюкзак с GPS и положить на сухое твердое место. Во-первых, он порядка 25 тысяч долларов стоит, во-вторых, в нем куча данных, которые ты до утопления забил, что же теперь, переснимать что ли? И кто это будет делать? А в третьих, по этому рюкзаку хоть найдут, где ты утоп. Доставать не будут, нереально это, но хоть букетик какой-никакой положат, все приятней будет. А, да! Надо успеть снять точку, чтобы потом хоть на карту нанести, чтобы близкие знали.. Вот. Рюкзак, значится сняли, после этого зови напарника, который в Ниве остался в рацию, что мол, тону я тут потихоньку, ты не торопись особо, но все-таки буду очень рад тебя видеть. А тонешь там действительно потихоньку.. Медленно так. Клюквы успеваешь пожрать, которой вокруг видимо-невидимо. Пока напарник к тебе едет, начинаешь выбираться сам. Кладешь слегу ( а без слеги в болоте делать нечего, благо осинок молодых там навалом, спилил ножичком стройненькую и вперед, ножички-то у нас Викториноксы были, супер вещь, скажу я вам) и начинаешь потихоньку выползать. Самое главное-это сапоги спасти. Без сапогов лучше уж утопнуть. Потому что за сапогами надо новыми хрен знамо куда ехать, аж в Нижневартовск, а это целый день, бензину немеряно, да и в бюджете не предусмотрено. А без сапог толку от тебя, только еду ешь.. Вот значится, так действовать надо. Тонули мы частенько.. Я 4 раза, Разведчик, я даже со счету сбился.. Уже опыт приобретаешь, уже знаешь критическую глубину, когда вылезать уже пора, а до тех пор окрестную клюкву объедаешь..

Во, история: было у нас в Ниве всего 2 кассеты. Одна-Шура Каретный, который быстро надоел, а вторая-сборник попсы всякой зарубежной. И была тогда песенка такая, Энрике Иглесиас с Уитни Хьюстон дуэтом ее пели: Could I have this kiss forever.. Мелодичная такая песня, хорошая.. Полюбилась она нам, мы ее хором подпевали.. Тону я, значит, в очередной раз.. А еще действие крема кончилось, и комары начали жрать.. Говорю Разведчику в рацию: Досточтимый Олег Александрович! Я тут в зело неловком положении очутился, мне очень неудобно вас тревожить, но не соблаговолите ли Вы отвлечься от Ваших дел насущных и прийти на помощь коллеге, дабы вытащить его из сей пучины аццкой?» Отвечает мне: «Безусловно, Константин Гарьевич, судя по Вашим словам, клюква уже кончилась, посему незамедлительно спешу к Вам на помощь, а чтобы Вам не скучать в томительном ожидании, позволю скрасить сии нелегкие для Вас минуты» И включает мне в рацию : «Could I, coul I have this kiss forever.. Over and over I’m looking your eyes.. » ну и далее по тексту. А самого нет до сих пор. Отключился. Жму на тангету:

-Мля, ты вытаскивать меня будешь, сука, сегодня или нет?
-А ты рюкзак снял?
-Давно уже!
-Ну а хрен ли дергаешься, жди, еду..
-Тебя пока дождешься- у ядра Земли окажешься, БЕГОМ МЛЯТЬ! И так уже походу в Мегион за сапогами ехать..

Вылезли мы.. И даже сапоги умудрились вытащить, правда порвали слегка, но я их вечером на Покамасах к шиномонтажнику отнес, заклеил..

А ездили мы на съемке так. Там, чтобы в Ниву сесть, надо снимать рюкзак, контроллер, класть слегу на крышу, к тому же грязный весь, чтобы проехать 300 метров, потом вылезать, надевать рюкзак, контроллер. Посему придумали: становишься на бампер, а у Нивы они крепкие, настоящие, держишься за багажник и с ветерком 300 метров катишься.. А в усиление нам с правого берега прислали водителя, Абдулла его зовут. Приехал с гор парень в Сибирь, денег подзаработать, думал, года на 2, и обратно.. Да засосала его эта трясина. многих там засосало навсегда.. 10 лет уже живет, дом построил, женился, потом еще раз женился.. В смысле, 2 жены у него (по мусульманским законам допустимо), дети растут.. Ах, да.. Залез я на бампер, по крыше хлопнул, мол, поехали.. И поехали. И откуда взялся этот косой? Прям на дорогу выскочил. жирный такой зайчишка, и деру от нас.. Абдулла-человек южный, горячий.. В общем, держусь я двумя руками за этот багажник, чуть не оторвал нахрен, ноги уже давно в воздухе болтаются, развеваюсь, как знамя.. Только говорящее, нет, орущее матом на всю Западную Сибирь знамя! А Абдулла, охотник хренов, пытается на Ниве зайца догнать.. А заяц-то еще и петляет.. В общем, где-то через километр понял он, что зайца не догонит.. Остановился. Лучше бы (для него) не останавливался, я бы оторвался и улетел бы в болото куда-нить, а так по полной программе пришлось оприходовать..

Взлетка.

Дороги на левом берегу Оби к месторождениям делают так: сначала валят лес и кладут бревна вдоль, поперек, по-всякому.. Получается эдакий понтон. Потом засыпают это дело песком. Много песка. Потом укатывают грейдерами, стелят какую-то сифу тканевую и кладут бетонные плиты. 3 штуки. Естественно, через некоторое время плиты эти становятся, как придется, поэтому езда по таким дорогам-дело довольно прикольное: это как лоцман, знать надо, где придавить можно, а где тормозить в пол.. и нашли мы там, уже на подъезде к Покамасам ( на Покамасах общежития, автопарк, диспетчерская ЦНС и вообще, оазис цивилизации) нашли мы местечко, где дорога как бы через холм переваливает и плиты там трамплином встали. Опять же опытным путем было установлено, что если Ниву разогнать до 120 км/ч, не больше и не меньше, то она отрывается всеми 4-мя колесами, летит, потом морда с мотором начинает опускаться, и дорога повторяет эту баллистическую кривую, в общем очень мягко приземляешься на все 4 колеса. А развлечений там и так немного, к тому же на промыслах сухой закон очень строго (нас не касалось: ГАИшников там отродясь не водилось, а СБ Славнефти нам не начальство, да и отношения у нас с ними завязались дружеские), посему в радости прыгнуть на Ниве мы себе никогда не отказывали. А однажды сгоняли мы с Разведчикам в Локосово ( у кого карта есть, гляньте: на левом берегу это, пожалуй, единственный населенный пункт), купили кой-чего и решили маленький пикничок устроить. На природе.

Едем обратно, взлетка, разгон, форсаж, отрыв, касание.. Твайюмать! Собственно, это уже неважно, кто с задней полки Нивы консерву не убрал.. Килька в томате, кажется.. Сволочь эта килька, как будто ни разу на Ниве с трамплинов не прыгала.. В общем на следующий день решено было устроить ПХД. Во-первых, тяжеловато было на трубу лезть, а во-вторых, кильку эту надо было как-то отчищать.. Заодно и в данных порядок навели.. Продуктивно в общем поработали. А потом мы закончили левый берег, включили в бараке кондиционер какой-то советской системы, а включать его было нельзя ни под каким видом, потому что что-то там не перекрыто, или наоборот, перекрыто, уже не важно.. А уже жарко стало, конец мая. Собрали шмотки, закидали все в Ниву, легли спать. А утром проснулись по колено в воде, причем весь барак. Кондиционер, мать его.. И нефтяники уже собрались и что-то как-то недобро в нашу сторону шепчутся.. И СБ приехали.. Пришлось в лучших традициях Джефа Питерса помахать рукой гостеприимным местам и с пробуксовкой рвать в сторону парома.

А на правом берегу уже цивильно все.. Из воспоминаний только, что у Разведчика в самый неподходящий момент в болоте зуб коренной раскололся, и я его пассатижами Викториновскими вытаскивал.. Вытащил обломки, водка-она и антисептик, и анестезия..

А в остальном ничего примечательного. Экспедиция закончена.

ПОСТСКРИПТУМ.

Разведчик-он потому Разведчик, что до геодезии дослужился он до капитанского чина в СВР. А потом в МИГАИК пошел, но этот ник прилепился к нему, кажется, на всю жизнь..
Так вот. Дорога там в ширину-три бетонные плиты. Этого достаточно, чтобы разъехались 2 Татры. Машины грузовые там только Уралы и Татры. Другие, видимо, не выживают..
Вот и ездят там эти Татры с песком туда-сюда, туда-сюда.. Дороги, значить, к новым месторождениям отсыпают. Штук 100 там Татр, причем на них даже госномеров не было, как на транспорте в аэропортах.. Только бортовой и все. В общем, обогнать Татру-не проблема, выбираешь кусок более менее ровный и обгоняешь. Мужики все нормальные. Сибирь, она такая.. Съезжаются туда всякие люди и отовсюду в погоне за копеечкой, да не всякие приживаются. Либо выплюнет Сибирь нехорошего человечка обратно, пожевав слегка, либо пропадает он там навсегда. Обь широкая, глубокая, в тайге косолапые водятся, да и болот целых два, на выбор. Был там все-таки среди водил один удила (почти стихи), новенький видимо.. Развлекался. Идешь ты на обгон, уже морда около заднего колеса егоного, а он в твою сторону смещаться начинает, ты в пол тормозишь, а какие варианты-то? Либо оттормаживаться, либо в одно из 2-х болот нырять, обочины там практически нету... И так всю дорогу. Что только не пробовали, не обогнать его никак.. Придумали. Есть там одно местечко, где плиты так стоят, что проходить это место надо обязательно ходом. Если на тормозах пойдешь, то стукнешься довольно жестко, ну , типа как лежачего полицейского переезжать, если на тормозе влетишь-убьешься, а если перед ним тормознешь, а потом газ откроешь, то пролетаешь вообще не почувствовав. Вот и там такое было место. Работала там дружественная нам организация с названием «Диатех», типа, Диагностические технологии. Эти ребята, тоже московские, как и мы, по трубам ползали, но уже с другой задачей: инспекция и заключение о состоянии самих трубопроводов. Мы частенько данными делились: то они нужную нам трубу откопают, то мы нужную им трубу найдем и им расскажем, где ее искать. Да и вообще дружили. Поговорили, выяснилось, что он их тоже уже утомил. В общем договорились мы еще с одной Нивой, диатеховской.. Ждем удилу на Татре. Ага, вот он. Не спеша стартуем за ним двумя машинами.. Подъезжаем, Диатех усердно делает вид, что щас он удилу обгонять будет, поворотник включил, сигналит.. Удила, как обычно, смещается на левую плиту, в это время мы проскакиваем справа удилы, обгоняем его и едем.. Расстроился он. По лицу в зеркало было видно, аж рукой по баранке стукнул от досады.. Ну-ну.. Рукой.. А вот и место это, заранее примеченное. Нива проскакивает это место сходу, и в лучших традициях МКАДовских «лечил» бъет по тормозам. Удиле Татры ничего не остается, как сделать то же самое, и все 15 (наверное) тонн по закону физики загружают переднюю ось и с размаху бьются в эти плиты. Ребята, как же подпрыгнула Татра! Это надо было видеть, описать такое невозможно. Удилу разметало по кабине, как тех нещасных килек, но его судьба нас не особо волновала. Поехали дальше работать.. Вечером видели удилу в столовой.. Солидная шишка, пластырем заклеенная.. Сидит, с опаской косится, подходить не стали, все уже сказано. С тех пор до самого конца экспедиции как шелковый был, чуть Ниву увидит в зеркало нашу, так аж правый поворотник включал.
Вот так было однажды.

А напоследок, за день до вылета, я несколько молоденьких кедров все-таки выкопал и домой привез. Растут щас в Туле: на даче и в доме у тещи.. Говорят, через 40 лет даже шишки могут появиться, внукам на радость, наверное.. Так что мне осталось только дом построить.. Все остальное вроде сделал, что полагается, а квартира не в счет, дом хочется. Ну да все еще будет.

Вот теперь точно ВСЕ!

От редактора: "Абломилась яблоня под корень" - еще не все

PPS
Был у нас там координатор со стороны Славнефти, Саша Цуд. Типа, представитель Заказчика. Фамилия у него такая-Цуд. Раздолбай приличный и выпить любил крепко..
Так вот, любимой песней была у нас песня Высоцкого..

"Все равно я от Цуда тебя заберу,
Во дворец, где играют свирели.."

Это про отлет в Москву :-))

2007г.