История одного подарка

Поиск

Жаркой июльской пятницей сидели мы с Серёгой за столиком в ожидании заказа и рассуждали, что же дарить другу Кириллу.

Идеи витали вокруг сельско-дачной темы: косилки, лопаты, сковородки, казаны, мангалы… Так, блуждая и спотыкаясь родилась мысль: а не подарить ли специальный сельский автомобиль? Скажем, запорожец?

Мысль понравилась, прямо-таки зажгла наши юные души. Едва дождавшись пока принесут счёт, невзирая на жару побежали шерстить предложения на предмет наличия живых экземпляров за вменяемые деньги.
Предложения валили с ног: «Автомобиль на ходу в отличном состоянии. Привезу на эвакуаторе в любую точку Москвы и Подмосковья». «Авто в хорошем состоянии. Четыре года назад не завёлся, с тех пор с него были сняты: трамблёр, бензонасос, помпа. Если поставить всё на место, есть шанс что будет ездить как раньше». «Автомобиль ездит! Правда, громко. Капот не крашеный, зажелтеет – можно будет покрыть лаком, будет как новый!» «Авто в достойном состоянии. Слабые тормоза, но ручник вроде держит…» В общем, глаза разбегались от обилия достойных претендентов на хороший подарок. Но худо-бедно нашлись два вроде как живых и крепких экземпляра: Москвич 2140 1977 года выпуска, и ЗАЗ 968М 1987 года.

Созвонились с хозяевами, застолбили «на посмотреть». Запорожец, был далеко: в Волоколамском районе, но зато Москвич был почти рядом, в Ясенево. Немедленно поехали его смотреть, и чуть было не купили. Автомобиль был всем хорош, но напрягал мутностью хозяина и изначально сложной конструкцией. Было опасение, что первая же поломка превратит его в клумбу на колёсах. Так что разумно решили подождать до понедельника. А утром субботы рванули смотреть «жужик», как назывался Запорожец в описании на авто.ру. Автомобиль сразу подкупил техническим состоянием, вменяемым заботливым хозяином и табуреточной простотой конструкции. Посмотрели и купили. Осталось это дело всё оформить.

Кстати, об общественном мнении. Мы подумали, что его надо бы учесть при выборе подарка. Общественное мнение выразилось в трёх фразах различных товарищей:

«Я думала, Кирилл вам друг!»
«Какая прелесть! За что вы так именинника?»
«Какой отличный подарок! Можно в нём посидеть? Вот это да! А вашему другу есть куда его закопать?»

В общем, мы на него (мнение) наплевали.

Правда, заручились поддержкой жены именинника. «Как же Кириллу повезло с женой!» — сказал Серёга. «Как же нам повезло с женой друга!» — сказал я.

Оформление

Как известно, это только в кино героические поступки яркие и красочные. А в жизни остро не хватает монтажа. Но о монтаже мы позаботились: на всё про всё у нас было пять рабочих дней и не было денег. Так что, если постараться, в жизни всегда можно найти место подвигу.

Раньше, в седую добрую старину, когда бензин стоил по десять рублей и МКАД был двухполосным, можно было купить что хошь, лишь бы заводилось себе и ездило, да кататься сколько-то там дней до техосмотра. А страховка так и вовсе была не нужна. Но жизнь шла своим чередом, правила ужесточались, ужесточались и окончательно положили крест на всякую вольницу, эволюционировав в уроборос – мечту бюрократа: чтобы начать ездить на самоходном средстве передвижения, его (прежде чем зарегистрировать) надо обязательно застраховать. А чтобы застраховать, надо обязательно пройти технический осмотр. А чтобы пройти технический осмотр, на нём надо начать ездить. Вот такая, как сказал бы один мелкий политический деятель, загогулина.

Сплетя пространственно-временные, деловые и личные связи в тугой узел и включив природное обаяние, нам с Серёгой удалось победить бюрократическую машину:

- во вторник утром Запорожец прошёл техосмотр,
- вечером на него была выписана страховка на нового хозяина,
- в среду утром автомобиль был поставлен на учёт и пригнан к работе.

Замечу, всё честно и по стандартным процедурам!

- в четверг у авто была поменяна резина, заменено масло в двигателе и трансмиссии («Как обещал – не смеюсь!» — сказал хозяин автосервиса), и к вечеру автомобиль был перегнан к месту старта, к дому. А Серёга заехал к хозяину и забил багажник своей Легаси прилагающимися к покупке запчастями.
- в пятницу вечером молодые душой сидели под вентилятором на кухне, грызли печёную заботливой женой утку и готовились к утреннему перегону в Тульскую область.

Как говорится, приключения – рядом!

Да, между прочим, не надо записываться на регистрацию авто через сайт госуслуг – бесполезная трата времени.

И ещё, пренебрежение участников дорожного движения – это миф. Каждый, каждый (!!!) кто перестраивался передо мной в городском потоке – вежливо мигал аварийкой. И вообще люди на автомобиль улыбаются и цокают языком. Нравится!

Перегон

Вообще говоря, изначально план был такой: ясным утром закрасться в чисто поле, привязать к выхлопной трубе дымовую шашку с петардами и торжественно выехать к имениннику. Но, в 23:30 пятницы по московскому времени, глядя в окно на луну в небе, у меня вдруг возник вопрос: «Серёг, а если что, трос у тебя в машине есть?» «Даже два!»

Так решение ехать немедленно родилось само собой.

Как только выехали, оказалось, что при нажатии на педаль тормоза, загорается красная лампочка «внимание, тормоз!» на приборной панели. А на холостых – мерцает лампа давления масла. Под страхом внезапного лишения тормозов и «кулака дружбы» проехали первые сто километров. На заправке, купив с перепугу канистру масла и тормозной жидкости, убедились в ложности тревог и покатили дальше, обгоняя фуры (Серёга считал – шесть обгонов за 160 километров трассы!)

До 80 км/ч Запорожец полон сил и даже доставляет удовольствие от вождения. На 90 км/ч удовольствие пропадает (или надо запастись берушами), но запас под педалью есть. На 100 км/ч запас всё ещё есть, однако автомобиль уже перестаёт слушаться руля и лихо прыгает по метру в сторону. Так что ехали восемьдесят и не жужжали. То есть жужжали себе и тихонько ехали.

Между прочим. Прошлое поколение путешествовало на Запорожцах по необъятной нашей родине вчетвером в салоне, покрывая за световой день по пятьсот километров и больше. Титаны!

Ну да в конце концов трасса кончилась, и пришло время Серёге грустить и бояться за подвеску Субары, когда как в жужике проснулся воинственных дух предков (о предках ниже). Да и вообще, как оказалось, чем дорога хуже – тем Запорожцу лучше. И управляемость появляется, и динамика, и задор. И даже комфорт. Перед съездом на заключительный пятикилометровый участок грунтовки остановились, провели смотр, потёрли фары, попинали колёса и понеслись, подпрыгивая на ухабах к имениннику.

Километров через семь упёрлись в неизвестный овраг и догадались что заблудились. Кирилл по телефону советовал искать в чистом поле дом с мансардой и поворачивать налево через трубу с дырой. Но мы находили дом с мансардой без трубы, трубу без дыры, и постоянно названивали уточнять дорогу(на время звонков двигатель глушили, чтобы не палить подарок), пока именинник не плюнул и не сказал стоять где стоим и ждать его лично.

Такое предложение ломало все планы по внезапному дарению. Поэтому срочно вернулись на асфальт и заняли позиции. Запорожец был загнан в кусты, фары погашены, двигатель заглушен. Я сидел за рулём как разведчик у вражеской передовой, не дышал, зорко вглядывался в темноту и вслушивался в пение сверчков, стараясь различить рык трёхлитрового оппозитника именинника. Серёгина Субара встала поперёк выезда на асфальт, чтобы Кирилл никак не мог углядеть жужика в свете фар. А сам Серёга выбежал вперёд на грунтовку врать, как я сплю на заднем сиденье, и не пускать Кирилла жать мне руку.

Хитрость сработала. Кирилл ничего не заметил и погнал первым показывать дорогу. В клубах пыли за ним с намеренно включённым дальним летел Серёга, а за Серёгой с потушенными фарами летел я, подпрыгивая на ухабах и лишний раз радуясь, какая у Запорожца хорошая всеядная подвеска. Так и добрались. Именинник, выйдя в темноте из автомобиля, был немало удивлён, когда ночную тишь внезапно разорвал рёв V-образной четвёрки, поле озарилось парой 45-ватных ламп, и из травы в рост прямо на него выскочил автомобиль, накручивая вокруг круги с буксами.

Времени было 3:30. Перегон занял без малого четыре часа.

Что сказать, подарок удался. И не понятно кто был счастлив больше – гости или именинник.

Про предков

http://denisovets.narod.ru/zaz/zazprototips/ZAZ968M_3.jpg

Говорят, что предком Запорожца 968 был Порш. На самом деле, Запорожец содрали почти один в один с хитрого немецкого автомобиля NSU Prinz 4 (выпускался с 1961 по 1973 год). Говорят, в Германии был очень популярный автомобиль.

http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/4/b/7/f/7/4b7f76122e3f2ac7ba25e04fc1858ded_full.jpg

NSU Prinz 4 был содран (не в такой мере как с него Запорожец, но всё же) с Chevrolet Corvair (1960-1969). Ну, если быть точным, не то чтобы содрали, а где-то уменьшили, где-то упростили, и получилось вот так. В утешение можно сказать, что природа, как правило, на детях отдыхает, так что могло получиться и хуже, а получилось ничего.

http://www.au96.ru/userFiles/image/cars/Chevrolet/1960%20Chevrolet%20Corvair.jpg

А вот авторы Шевроле вдохновлялись… (барабанная дробь) … Porsche 356 (1948-1965)!

http://smotra.ru/data/img/users_imgs/935/sm_users_img-137043.jpg

Так что молва почти права.

Про проходимость

Правду говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Потому про проходимость Запорожца лучше показывать, чем рассказывать.

На полигоне:

Испытание жизнью:

Итого

Я был немало удивлён, когда выяснил, что у Запорожца V-образный двигатель, раздельный выхлоп (на каждые два цилиндра), гидравлическое сцепление, и отсутствуют масляный и воздушный фильтры.

Подвеска у него торсионная — как у БТР и средних/тяжёлых внедорожниках. По-русски это означает «неубиваемая».

Про отсутствие радиаторов и системы охлаждения все, наверное, в курсе.

Обзорность как у мотоцикла, салон, что удивительно, просторный.

Кроме шуток, хороший автомобиль. Мне понравился.