Еду, еду, еду, еду я
Реки, степи, горы и поля
Шар воздушный мне подскажет путь
Я к тебе приду когда-нибудь.

Наплевать на погоду
Коль исправен мотор
Обернуться назад -
Подписать приговор.
На твоих золотых
Время не истекло,
И я пялюсь сквозь ночь
В лобовое стекло

Еду, еду, еду, еду я
Реки, степи, горы и поля
Звезды в небе мне подскажут путь
Я к тебе приду когда-нибудь. (С) Чиж и К.

Мне нравится водить машину. Нравится слушать урчание мотора, нравится переключать передачи, нравится чувствовать мощь и силу двигателя, нравится смотреть, как дорога укладывается под колеса летом, а зимой снежинки разлетаются перед лобовым стеклом, как уходящие в гиперпространство звезды. Но в городе насладиться движением и скоростью невозможно. Короткие выезды на дачу тоже не дают возможности получить полное удовольствие от поездок по перегруженным подмосковным дорогам. Так что меня всегда тянуло в дальнее автопутешествие. Вот только смелости, чтобы отправиться, мне всегда не хватало. Нужна хорошая компания. И вот, наконец-то, компания нашлась. Ленк, спасибо тебе. Я б сама, наверное, никогда бы не отважилась на такое – поехать настолько далеко, за границу, да еще и зимой. Помнишь, с Катариной разговаривали:
 

- Are you going without any men?
- Yes, we are along.
- You are very brave!
- No, I think we are just a little crazy…

Крейзи не крейзи, а мне понравилось! Классно проехались. Всего было достаточно – и плохого и хорошего. Только плохое забудется, а хорошее останется. Так всегда бывает.


Мы не ищем легких путей.

Началось все достаточно давно, когда наше правительство вдруг озаботилось о народе и сделало десятидневные новогодние каникулы. Вот с тех пор каждый год множество людей ломают голову над проблемой - что на этих самых каникулах делать. Лена звала в горы покататься на лыжах. Да и я, хоть и не катаюсь, но не против еще разок попробовать. Вдруг и Денису понравится. Хотелось максимально бюджетного, но приличного отдыха. Чтобы было бюджетно - надо на машине ехать. Вот только куда? Австрия и Швейцария - дорого и далеко, слишком много времени на дорогу уйдет. Что поближе есть? Татры в Польше? В Польшу почему-то не хотелось. А что у нас с другой стороны Татр? Словакия? Хм, мало что про Словакию известно, но почему бы не попробовать. Начали штудировать горнолыжные форумы с отзывами, наметили пару мест пребывания. Долго колебались куда именно ехать - в городок покрупнее или в совсем маленькую деревушку. Лена даже списалась с людьми, оставлявшими отзывы на форумах. Решили все же ехать в деревеньку под названием Липтовский Ян в Низких Татрах. Посмотрим, что это за Татры такие. Написали письмо хозяйке виллы, забронировали комнаты, даже предоплату сделали. Для полноты ощущений ехать решили не напрямую, а с заездом в Ригу. Подумаешь, крюк в лишние 400-500 км! Зато есть возможность навестить Лениного брата, который заодно нам с Денисом и приглашение для визы прислал. И Ригу посмотреть мне давно хотелось. Начался сбор бумаг и беготня с получением визы.

 

Практически до последних дней сомневались – на какой же машине ехать. Моя Витарка и посвежее и, как-никак, внедорожник полноприводный. Но леворукая, на механике и с шипованой зимней резиной. А Ленина Калдинка – праворулька-автомат, зато дорогами проверенная и резина зимняя подходящая, без шипов. Правда, я даже договорилась с коллегой на работе, у которого тоже Витара, чтобы резиной зимней на каникулы поменяться. Но в последний момент все же решили на Калдине поехать. Решающий аргумент – вместимость. И правильно сделали. Во-первых в Витару сколько барахла без багажника на крыше не поместилось бы, а во-вторых, какая же Калдина экономная! Она практически не ела бензин, за всю дорогу не израсходовала и бачка омывашки, масло и все жидкости в норме. А уж как себя в серьезной ситуации повела – просто прелесть машинка! Я теперь понимаю любителей праворулек – это действительно другие машины. Но в клан их перейти пока не готова.

 

Попутно я задолбала всех вокруг еще одной проблемой - страшно же впервые за границу самостоятельно ехать, а вдруг там заблудимся, вдруг пропадем? Месяц доставала Леху, чтобы он мне карты Европы в КПКшку закачал. Леха героически держался и отбрыкивался до последнего дня. Поэтому для подстраховки я выпросила навигатор у Хеппенса. Только навигатор получила - Леха все на моем сделал. А я для успокоения совести еще и атласов свежих накупила. Звоню Лене, чтобы обрадовать ее наличием навигаторов - а она себе свой собственный купила! Так и поехали мы с тремя навигаторами, тремя атласами и рацией на крыше. Запасливые! Отпросилась у начальства - все, можно ехать. Выезжать решили в ночь с субботы на воскресенье.


Москва-Рига

Утро субботы прошло в беготне по рынкам, чтоб подкупить кой-чего из недостающего лыжного снаряжения. А утро, если вспомнить, было

премерзейшее - проливной дождь, промозглость и холод. Настроение упало ниже плинтуса. Какой-такой отдых, куда ехать? Тут согреться бы. Но к вечеру мы все же собрались, решили немножко передохнуть и часов в 11 тронуться в дорогу. Не получилось. Лена подъехала только где-то к часу ночи. Открыли багажник: мама дорохая! Куда ж еще и наше-то барахло складывать? И так под крышу все забито! А еще ж Дениску куда-то посадить надо. "Не боись!" - сказала Лена, - "еще столько же впихнуть можно!"

Действительно, эти сумки переложили, эти друг на друга поставили, глядишь и для Деньки прям лежанка образовалась. Хм, а Калдина - емкая машина, оказывается. Ну да, как я могла забыть, японцы они такие - у них же расширитель пространства встроен, они внутри больше чем снаружи. Так, сумки впихнули, Дениса усадили. Проговорили про документы - "паспорта-деньги-страховки-свидетельство_о_рождении-разрешение_на_выезд". Все вроде. Ну все, время 2 часа ночи, с Богом, поехали...

Ночью ездить хорошо - машин мало, вблизи города дороги освещены, Грязно только, но тут уже ничего не поделать - такая у нас национальная московская особенность. Где-то через часок Лена решительно сказала: "Так, хватит, пора тебя к правому рулю приучать!" Ну пора, так пора.

Пересаживаемся. Стремно - я ж на автомате раза два на тест-драйвах каталась, а на правом руле вообще не ездила. Но, оказывается, это не так страшно. Сложно держаться в своей полосе, не вылезая на соседнюю и на встречку. И сложно запомнить, что поворотники и дворники теперь наоборот включать. А все остальное - то же самое. Так что сперва потихоньку, потом поувереннее, но я таки поехала.

Еду, за дорогой слежу, все так хорошо, просто замечательно. Машин не очень много, но гаишники не дремлют, работают, вон тормозят кого-то. Совершенно автоматически, при виде гаишников, начинаю вспоминать где документы на машину, страховки, права. Права.... Права? ….ляяяяя, ПРАВА!!! "Ленка", - прошептала я с ужасом, - "похоже я права дома забыла"... Ну точно! Я ж Лехе документы на Мыша оставила? Оставила! А права оттуда забрала? Нет! Вот же курица! Ведь несколько раз список документов проговаривала, не забыла ли чего, а про права даже не вспомнила! И что теперь делать? Время 4 часа ночи, мы от Москвы километров на 200 уже отъехали, назад что ли возвращаться? Или теперь Лене всю оставшуюся дорогу в одиночку рулить? Должен же быть какой-то выход! Новость про забытые права была настолько ошеломительной, что на какое-то время мы просто выключились от окружающей действительности, да так, что я еле-еле успела затормозить в паре метров перед какой-то темной тушей на дороге. Водитель сползшей в кювет фуры, увидев наши остановившиеся взгляды, только вздохнул и пошел переставлять знак аварийной остановки еще дальше... А мы... Мы, как ни странно, пришли в себя. Ленку посетила гениальная идея - чтобы Леха днем с ближайшим рижским поездом через проводников передал права. Ведь мы ж в Риге на день точно станавливаемся - вот и заберем! Ну да! Так и сделаем! Только надо будет Лехе утром обязательно позвонить, чтобы он расписание узнал и поезда не пропустил. А пока едем! Если что - Ленины права предъявлять будем. Она - Елена Викторовна, и я - Елена Викторовна. Год рождения одинаковый, фамилии похожие. На фото - женщина с длинными волосами. Так что, какая разница? В темноте не разберут. Так что поехали дальше, по очереди меняясь за рулем. Только ехали очень аккуратно, чтобы придраться не к чему было, чтобы не остановили.

Минская трасса хорошая, двухполосная, ровная. Уже и до Смоленска добрались. Теперь дальше надо на Витебск сворачивать, чтобы к Латвийской границе выйти. Вот и Архиповка, поворот. Только свернули - бумс, бах, бздынь! Ямы начались. Ну да, это уже не трасса, это уже обычная дорога. Внимательнее надо быть. Показуха закончилась, надо за дорогой следить

Скинула Лехе смс, чтоб никуда в воскресенье не уезжал и срочно позвонил мне. Перезвонил. Обрадовала его забытыми правами и перспективой ехать на вокзал. Леха впал в ступор. Ведь еще только вчера он радовался, что я наконец-то уезжаю и две недели не буду ему мозги клювать. Гы, наивный, разве от меня просто так отделаешься? Я ж откуда угодно достану. Но вроде обещался попытаться передать права и отзвониться.

А вот и Российско-Белорусская граница. Стоит хвост из фур, но легковушки же вроде по отдельной очереди должны проходить. Аккуратно подползаем к посту - там веселый молодой пограничник. Симпатишный такой, спрашивает нас:
- Ну и чего вы тут останавливаетесь? Здесь еще российская территория. Так что можете ехать.
- А на той стороне как?
- А там вообще никого нет, спят еще!
Действительно, на белорусской стороне не было никого. Мы честно притормозили у поста - никто не вышел, никому мы не нужны. Ну и с чистой совестью поехали дальше. Хорошая граница! Вот бы и следующие такие были!

Проехали Витебск по объездной. Куда это, интересно, нас навигаторная девушка ведет? Не слишком ли к северу забирает? Сверилась с картой - мамочки! Она нас на Псков направляет, опять в Россию! Не надо, мы специально хотели в Латвию через Белорусскую границу попасть. Вводим в навигатор новый пункт назначений – Новополоцк, сверяемся с остальными навигаторами и сворачиваем на местную дорогу. Ндаааа... местные дороги в Белоруссии примерно такие же, как и в России - узкие и плохо чищеные. Быстро уже не поедешь. Одно радует, что пустые - воскресенье утро, мало кому куда ехать надо. Заодно забавный населенный пункт проехали.

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297275.jpg

Интересно, откуда в Белоруссии такое название?
Опять девушка навигаторная куда-то нас опять потащила, с вполне приличной трассы на какую-то грунтовку с покосившимися домишками. Ох, да это же город! Нетушки, не поедем, а за девушкой - глаз да глаз нужен оказывается. По навигатору же не видно - вдруг там блондинка, заведет еще куда, да так, что не выберемся! Проверяем по остальным навигаторам – туда же направляют. Нет уж, мы лучше и за навигаторами будем по картам бумажным следить, так как-то привычнее и надежнее.

Вот уже и белорусско-латышская граница впереди. Господи, а как тут правильно ехать-то? Фур нет, никого нет, мы практически одни. Точно знаем, что нам зеленый коридор нужен, но как его найти-то? Ладно, поехали к первому попавшемуся проходу. Если что не так – под дур закосим, у нас неплохо получается. На посту еще один веселый пограничник:
- Ну и куда вы приехали? – добродушно так спрашивает
- В Латвию? – наивно хлопая глазами спросила я.
- Нет, здесь ИЗ Латвии, а в Латвию – вооон туда, - указал он нам на соседний терминал.
Действительно, как это мы сразу не заметили: слева терминал на въезд, справа – на выезд. Надо поаккуратнее дурочками прикидываться – вдруг привыкнем и так и останемся, придется тогда тюбик блондинистой краски покупать, для полного соответствия.
Саму границу прошли спокойно, без проблем. Паспортный контроль, таможенный контроль, штамп в паспорта – и мы в Латвии. Ставим в навигаторе направление на Даугавпилс, поехали.

Дорога в Латвии лучше, чем в Белоруссии – по две полосы в каждую сторону неплохо почищены, можно ехать в свое удовольствие. Но все-таки дорога незнакомая, машина груженая, а мы уже около 600 км проехали, так что поедем не спеша. Обгоняли нас все, кому не лень. Особенно обидно, когда фуры обгонять начинают, снегом обсыпают. А еще девушка из навигатора чудить начала – впереди нормальное шоссе, а она нас упорно в сторону сворачивает. Причем ладно бы на другую хорошую дорогу, а то на какие-то еле заметные занесенные снегом проселки. Рехнулась, что ли? Не будем ее слушать – по картам прямое шоссе до Риги, по нему и поедем. И поехали по шоссе, слушая ее унылое бормотание «перепроложить?» Так, без приключений доехали до Саласпилса.
Собственно нам было не совсем в Ригу, а в поселок недалече от Риги. Как примерно туда ехать, нам рассказали в письмах, но, о чудо!, оказывается, об этом поселке знала и наша девушка. Поэтому, когда она предложила нам свернуть уже к поселку мы ей поверили, совершенно не ожидая подвоха. А зря! Она нас таки завела на лесную заброшенную грунтовку, покрытую ледяными кочками и колеями. Как оказалось, туда даже местные не суются, кроме одного сумасшедшего джипа, который нас на этой дороге и обогнал. А мы ползли не более 10 км/ч., трясясь и подпрыгивая на колдобинах. Потом, правда, нам объяснили, что к поселку вообще-то по другой дороге ездят – по асфальтированной и расчищенной, но мы ж об этом не знали! Да и какая, разница – уже добрались до первого пункта маршрута. Почин сделан, пройдено 1100 км, время в пути – 17 часов. Отдыхаем. Леха скинул смс с номером поезда, вагона, именем проводника. Появилась надежда все же получить мои права.

Рига-Словакия.

С утра брат Лены закинул нас в Ригу и уехал по своим делам, а мы сперва на вокзал за правами. Дождались поезда – урааа! И правда, права приехали! Живем, теперь будем обе за рулем на законных основаниях. Со спокойной душой пошли гулять по Риге. Для Лены это очень хорошо знакомый город, а я раньше в Риге не бывала. К сожалению, был понедельник, и многие интересные места были просто закрыти. Пришлось довольствоваться пешей прогулкой. Старая часть небольшая, можно за полдня обойти, но интересные здания и памятные места на каждом углу. Знаменитый Дом Черноголовых.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297432.jpg

Вот Домский собор, эх жаль, что по времени на органный концерт не успеваем.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297678.jpg

Сам собор очень впечатляет,
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297906.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298127.jpg

а во дворике обнаружилось интересное собрание экспонатов.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298035.jpg

Пусть и в самом углу, но вон даже кто есть!
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298060.jpg

Вот улица, которую по «17 мгновениям весны» каждый русский человек знает.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297514.jpg

Вот старые дома, костелы, ратуши. По сравнению с нашими городами удивляет веселенькая расцветочка зданий.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297615.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298233.jpg

На стенах плющи и виноград, балкончики, арки, печные трубы на крышах. Здорово! Вышли к Даугаве к Рижскому замку
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298205.jpg

– и опять назад в кривые рижские улицы.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134297493.jpg

А потом в квартал зданий в стиле модерн.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631692/large/134298415.jpg

Очень красивый район. Но зимний день короток, уже начало темнеть. Мы опять встретились с братом Лены и поехали в Лидо. Занятное место. Надо иметь или большой опыт его посещения или огромную силу воли, чтобы не объестся там до умопомрачения. У нас же не было ни того, ни другого.
На следующий день к обеду мы собирались ехать дальше. Выехали часа в три дня с тем расчетом, чтобы основную часть Польши проехать ночью, а Польско-Словацкую границу и горные перевалы – утром по свету.
Латвию и Литву пролетели со свистом. Эх, красота! Широкие двухполоски, ни намека на снег и грязь, везде указатели, ехать одно удовольствие. Но наша девушка навигаторная постоянно пыталась нас куда-то в сторону увести на грунтовки. Особенно забавно было, когда она предлагала на двухполоске с отбойником посередине срочно сделать левый поворот. Болтала она без умолку, пока мы не догадались ей в настройках убрать галочку с «грунтовых дорог». Лишь после этого она немного угомонилась. Вот же, всегда так! У меня инструкция к навигатору уже год распечатанная лежит, а я ее прочитать так и не удосужилась. Сколько бы проблем можно было избежать. А так пришлось на ходу разбираться и учиться пользоваться.

На границе Латвии и Литвы не было вообще никого. По Литве сделали небольшой крюк по километражу, зато ехали по автобанам. Издалека полюбовались телебашней Шауляя. Красиво! Быстро добрались до границы Литва-Польша. Лена слева, я за рулем. Пограничник – дядька в возрасте, но тоже довольно веселый. Взял паспорта, документы на машину (свидетельство, страховку), рассматривает внимательно.
- А мои права не надо? – спрашиваю его, зря что ли столько сил на их добывание затрачено.
- Зачем?
- Ну вообще-то я же за рулем!
- Ааааа, то-то я смотрю чего-то не так. Точно, у вас же руль с другой стороны!
Посмеялись, заодно спросили его как лучше до Варшавы доехать.
- Оооо, вон у вас навигация, карты. А это что на крыше? Рация? И вы еще боитесь заблудиться? Доедете, счастливого пути!
Забавно, но после пересечения границы действительно все резко меняется. После прямых литовских, польские дороги почему-то сразу же стали петлять из стороны в сторону. Дороги стали уже, почищены правда хорошо, но в свете фар и стопов видно, что дорога-то сплошь слоем льда покрыта! Так что едем аккуратно. Наверное впервые душа просит не то что соблюдать, а даже слишком соблюдать дорожные знаки. А фуры носятся! Как стоячих нас обходят. Ну и пусть! Они эту дорогу, может, наизусть знают, а мы впервые тут едем. Не обидно.

Проехали Сувалки, Белосток. В Польше заблудиться достаточно сложно - на всех дорогах указатели и куда ехать, и номер дороги. Щиты яркие, стоят часто, перед пересечениями и развязками раза по 2 друг друга дублируют. Пересечения дорог в основном круговые, причем посередине круга не реклама, как у нас, а огромные стрелки на каждый съезд с указанием направления и номера дорог. Красота! Еще у польских щитов цвет зеленый очень приятный - и достаточно яркий и не раздражающий. Перед Варшавой вообще начался роскошный автобан - три или четыре полосы, ровнейшие, прямейшие... Вот только при этом такой туман спустился - даже не молоко, а сметана! Ползти по шикарному автобану в жутком тумане - это, знаете ли, очень обидно! Поехали по объездной вокруг Варшавы, и вдруг девушка наша проснулась и погнала нас куда-то с дороги в промзону, где мы благополучно чуть не заплутали. Это она нас в центр города вывести хотела. Мы ж, лохушки, пункт назначения вводили как центр следующего города на маршруте. Не сразу сообразили, что можно и промежуточные пункты делать!
После Варшавы поехали через Радом в направлении Кракова. Собственно Польшу проехали ночью, остановились ближе к утру на какой-то заправке часа на два поспать - и дальше. Краков удивил - все дороги между городами чистые, а в Кракове на улицах каша грязная, прямо как в Москве. Выехали из города - опять чисто. А впереди уже начали появляться сперва холмы, потом предгорье, дорога вверх пошла - Татры близко.
Вот и граница Польша - Словакия. Никого! Наверное это еще долго удивлять будет - что вроде граница, а езжай себе свободно, никто тебе слова не скажет. Как только границу пересекли - остановились у ближайшей кафешки. Очень хотелось чего-нибудь перекусить - мы ж от Латвии питались только тем, что с собой было, сухомяткой всякой. Латы закончились, литов и злотых у нас не было. Бензин-то по карточкам можно оплатить, а насчет поесть - тут сложнее. В кафешке попросили 2 чая, кофе и ткнули пальцем в что-то по виду напоминающее яблочный пирог. Барышня за стойкой переспросила: "Тортик?" "Тортик, тортик" - закивали мы и пошли за столик. Чай и кофе принесли достаточно быстро, а с пирогом какая-то заминка вышла. Видимо разогревают долго, решили мы. Но тут из кухни запахло чем-то очень вкусным и барышня вынесла нам здоровенную тарелку с стейком из курицы, картошкой фри и аж тремя видами салатов! "Тортик?" - удивились мы. "Тортик, тортик!" - закивала барышня. А Денька с радостью накинулся на тарелку. Хорош тортик!
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134207435.jpg

После границы нам было нужно очень внимательно следить за направлением - к месту назначения можно было добраться либо по приличному шоссе, либо по какой-то местной дороге. Не уследили - девушка завела нас в горы. Ох, досталось мне километров 20 ледяного серпантинчика! Но какого же красивого! Дорожка узенькая, обледенелая, сперва вверх к перевалу, потом вниз, потом опять вверх. А наверху аж остановилась - смотровая площадка с видом на долину и озеро!
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134298998.jpg

http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134207611.jpg

Но вот в чем нам не повезло - так это почти все время пасмурная погода была, всего два дня солнечных выпало. А там же такие виды в горах... Поехали дальше. Мне и по сторонам смотреть хочется и за дорогой надо следить, тем более. что вроде спускаться начали А по краям дороги и тебе елки, и тебе обрывы, и опять виды на долину. Местные машины там только так летают, а я ползу км 30 под Ленкины призывы не спешить. А спешить почему-то и не хочется, и нога с тормоза с боооольшим усилием снимается! Ну вот вроде спустились в долину. Оглянулись назад - ничего себе откуда мы приехали. Впервые сказали спасибо навигаторной девушке, что на эту дорогу нас завернула. Где ж еще бы такую красотищу увидели?
Уже почти добрались, вот и ближайший городок проезжаем. Девушка наша молчит, видимо тоже притомилась в дороге. Развилка. Куда ехать-то? Сворачиваю вправо и, блин, выезжаю на автобан! И тут эта красотка из навигатора проснулась, аж заикаться начала - "Ппппппереппроложжить?" спрашивает. Ну давай уже, пппперепрокладывай. И поехали мы в обратную сторону вдоль озера до ближайшего разворота. Ну хоть на озеро поглядели: красивое!
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226484.jpg

Потом все же нашли и нашу деревеньку, и нужный домик, устроились, загнали машинку и немножко расслабились. На спидометре 2400, значит от Риги мы проехали 1300 км. Ехали почти сутки с перерывом на 2-3 часа. Калдинка всю дорогу вела себя просто примерно - не чихнула, не фыркнула, бензина кушала немного, масло и омывайку не тратила. Умница машинка!

Словакия.

Что вы знаете о Словакии? Будем откровенными – ничего. Наиболее продвинутые в курсе, что Словакия образовалось после распада Чехословакии, и столица у нее Братислава. А некоторые вообще Словакию с бывшей частью Югославии Словенией путают. Мы тоже не знали ничего, кроме названия места, где собирались остановиться – Липтовский Ян в Липтовской долине. Оказалось - небольшая деревушка, 330 домов, живет там около 900 человек. Всего две основные улицы – Старая и Новая.

Но деревушка-то эта образовалась аж в 13-м веке. С того самого 13-го века сохранился костел,
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300399.jpg

более 15 домов 16-17 века,
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300605.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300680.jpg

почти во всех из которых до сих пор живут. А еще там термальный источник – бьет из-под земли теплая (24 градуса) очень вкусная вода.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299524.jpg

Правда серная, с соответствующим запахом. И купальня незамерзающая – Кади на словацком, и речка.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300587.jpg

А вокруг низкие Татры – горы, долины, пещеры. И вверху на горе кладбище, где даже можно найти склеп основателя деревни – венгерского князя.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300484.jpg

Какое-то очень спокойное, умиротворящее местечко, и люди соответствующие – все здороваются, улыбаются. Видимо там прекрасно в любое время года – зимой лыжи, летом прогулки по горам. В самой долине масса термальных источников, аквапарки, водо- и грязелечебницы, пещеры. Основные города – Липтовский Микулаш
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226590.jpg

или ближайший Попрад. И множество деревенек с частными пансионатами. Оказалось - очень популярное у самих словаков место отдыха. Мы очень порадовались, что приехали именно туда.
С общением практически все время проблем не возникало – старшее поколение словаков в большинство своем либо знает, либо понимает русский язык, а молодежь говорит по-английски. В крайнем случае можно спрашивать по-русски, тебе будут отвечать по-словацки. 75-80% понятно сразу, а остальное можно и на пальцах объяснить. Так что проблема языкового барьера не возникала.
Еще 30-го вечером пошли прогуляться. Смотрим, на одних воротах объявление: Silvester party, новогодняя вечеринка. Интересно, зашли, выяснили. Действительно, на 31-го будет встреча Нового Года, у словаков и по-европейски – Сильвестра. Причем домик-то не просто дом - это один из самых старых домов, 1590 года основания. В нем всегда была курия – корчма, таверна и гостиница. И до сих пор так и есть. Хозяин пообещал, что будет веселый новогодний вечер с живой музыкой. Решено, придем обязательно.
31-го с утра поехали на ближайший склон. Склонов для катания вокруг – просто завались. Если не понравился один, минутах в 10 езды будет другой, потом третий. И так по всем северным склонам низких Татр. Или можно поехать в Яссну или в Высокие Татры, там наверняка найдется каждому что-то по душе. Но мы особо не ездили – подобрали себе вблизи подходящие склоны, там и катались.

Вечером был Сильвестр… Дом потрясающий.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300684.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300682.jpg

Мало того, что то ли хорошо сохранился, то ли так великолепно поддерживается, но какая же там атмосфера! Все, что можно сохранить из старого – сохранено, что можно ненавязчиво перестроено с современными технологиями.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134298891.jpg

В интерьерах максимально подчеркивается старина: в изразцовую печку, которая раньше обогревала весь дом, встроена современная, витрина со старыми фотоаппаратами, старые зеркала, кожаные кресла в старом стиле… Даже радиола «Байкал» бережно стоит в уголочке.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299077.jpg

А музыка… Вот где вы найдете в России деревню 13-го века, в которой сохранились старые, до сих пор жилые дома, в которых на Новый Год вживую будут играть джаз? Обидно, но такого чуда не будет. В Европе – будет, а у нас – нет. Жаль, очень жаль. Было сказано, что музыка начнется в 20.00 – в 20.00 и начали. Неважно, что из посетителей только несколько человек. Парень на клавишах, старый трубач и девочка-вокал.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299031.jpg

Они честно играли сеты по 20 минут, минут 10 отдыхали и потом продолжали. И как играли!
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299054.jpg

Постепенно все залы заполнились народом – словаки, группа поляков и мы. В 12 часов всем налили шампанское «Русское», кстати, и пошли на улицу пускать фейерверки. Не знаю, но давненько я так спокойно и радостно Новый Год не встречала.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299131.jpg

А потом начался прекрасный спокойный отдых: с утра лыжи, вечером либо отдыхали, либо катались по ресторанчикам в округе.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299132.jpg

В одном, в горах рульку заказали, думали Денис нам поможет, а он отказался. Так и не осилили до конца.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299178.jpg

В один из первых дней поехали в аквапарк – открытые бассейны с термальной водой, подогреты до разных температур – от 28 до 38 градусов. После лыж просто шикарно, в различный углах бассейна джакузи – сидячая или лежачая, мы с Леной туда заползли и чуть не уснули пока Дениска на горках катался. Вот видимо в этом-то аквапарке я и умудрилась простыть. Почти до отъезда ходила с насморком, кашлем и отвратным самочувствием. А Лене как раз показали открытую купальню в деревне, рядом с нашим домиком.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299278.jpg

Она туда каждое утро купаться ходила.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299396.jpg

Мне же только завидовать оставалось: очень хотелось я в купальню полезть – но тут 50 на 50 - либо выздоровела бы сразу, либо свалилась бы окончательно. Не рискнула я, теперь жалею.

Как-то выходной себе устроили: не пошли кататься, а поехали погулять в Высокие Татры, в местечко Старый Смоковец. Это тоже бальнеологический курорт с источниками, а еще там есть фуникулер, на котором можно подняться на вершину ближайшей горы. Поднялись. Горнолыжных склонов там нет, но есть например, трасса для тюбинга, причем с эскалаторной лентой, чтобы пешком не ходить.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299578.jpg

Трасса, чтобы скатиться с горы на санках, дорожка, чтобы пройтись пешком. Да и наверху для пешеходов ровные укатанные дороги. Интересно, чем они их там чистят? Кстати из транспорта только один аппарат увидели. Юра, можешь гордиться:
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299593.jpg

Как же красиво в горах! Елки, камни, обрывы, виды.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299782.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300297.jpg

Погода, блин! Где же солнце, не сфотографировать ничего толком в облаках…
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299702.jpg

Наверху там тоже все дороги пронумерованы, маршруты проложены; везде указатели куда вы идете, какое расстояние и время в пути до ближайшего пункта. Прошлись до ближайшего приюта – Райнеровой хаты.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134299852.jpg

Каменный домик в горах, где можно передохнуть;
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300110.jpg

внутри масса старого туристского снаряжения,
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300151.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300172.jpg

а какой же там вкусный чай на травах! Дальше опять можно куда-то пойти, но мы вернулись, а то пришлось бы еще и вниз не на фуникулере, а пешком спускаться.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300344.jpg

На обратном пути решили навигатор включить, мы несколько дней без него ездили. Так девушка наша видимо обиделась, заставила нас свернуть с автобана раньше нужного съезда и опять нас на какую-то занесенную снегом грунтовку загнала. Уехали по ее милости черт знает куда-то в горы. Причем понимали, что не туда едем, но дорожка узкая развернуться негде было. Потом назад поехали, увидели знакомые места и сами выбирались.

Дороги в Словакии классные. По долине проходит основной автобан между западными и восточными районами. Три полосы в каждую сторону, ограничение 130 км/ч. Все чисто, ни льдинки, ни снежинки. Длинные полосы разгона для въезда и съезда. Если вдруг появляются знаки, скорость ограничивающие, то значит не просто так. Либо поворот крутой будет, либо тоннель. Перед поворотами шумовые гребенки, внимание привлекают. Даже тоннели отдельные для каждого направления. На встречку даже при желании не выедешь. Завидно, честно.

Кататься на лыжах ходили почти каждый день: Денька занимался с инструктором – местной студенткой Катариной; получалось у него не особо, но кататься парню понравилось. Пока даже продолжать хочет. Лена лихо съезжала с вершины, а я… Я ж кататься-то не умею, пробовала разок на лыжи встать, года три назад – и все. Но научиться хочется. Вот только горки для меня неудобные – с детской площадки мне слишком просто, с вершины – слишком страшно. Поэтому я либо доезжала на подъемнике до детской площадки и потом поднималась вверх, либо… Доезжала доверху, потом героически пересекала склон наискосок, останавливалась, садилась, извините, на попу, перекидывала лыжи на другую сторону, опять пересекала склон… В какой-то момент у меня в голове щелкало: «во, отсюда можно съезжать» - и дальше вниз я ехала уже почти совершенно приличными дугами. Опыта у меня совершенно нет, поэтому вверху мне реально страшно было, и от страха я просто напрочь забывала, что и как надо делать, а чуть пониже даже что-то начинала соображать. Но про лыжи лучше Лена расскажет, она поопытнее))

Gorale: Для разнообразия соседи посоветовали съездить на другую горку -Опалиско называется, в деревушке Заважна Поруба. На ней были нарисованы – 1 черная трасса, 2 красных и 3 синих. Черная из-за отсутствия снега не работала, одна из красных и 2 синих – тоже. Оставалась 1 красная и 1 синяя. Синяя сразу пришлась по вкусу начинающим – длинная, пологая, отрабатывать технику легко и совсем не страшно поворачивать. (Да, Дениске очень понравилась, а мне все же слишком легко.) Красную же решили сначала проверить без лыж. Сторожа на креселке поворчали немного, но пустили. Какая же там красота наверху!!! (К тому же мы с фотиком были, на лыжах с аппаратом как-то не с руки.)
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226581.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300800.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300829.jpg

http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300892.jpg

Я решила попробовать красную, хотя по уровню катания мне ближе все таки синие трассы, но синяя внизу казалась совсем уж простой, а кататься хотелось. Верх – уклон градусов по 45, лед, летающие бордеры … В общем, Ленина техника поворотов на пятой точке пригодилась вполне – благо я в предыдущие дни могла убедиться в её действенности. Ниже же склон оказался вполне пристойным и даже небольшие участки льда не портили картину. Вполне себе синяя горочка. На следующий день решили осваивать её же, и тут с этой горки решила спуститься … в общем, другая Лена , то есть ты . Больший страх я испытывала только в самый первый день, когда меня занесло на черную горку … Лен, о твоих эмоциях можно было читать у тебя по лицу … что творилось у тебя с сердцем, душой и ногами, которые регулярно пытались предательски потрястись, наверное, лучше расскажешь ты сама… В общем, я была приятно удивлена, и очень радовалась, когда ты наконец смогла ехать и плавно поворачивать.
(А чего рассказывать – я сразу поняла, что верх я не пройду, поэтому или бочком-бочком или на попе но вниз, до места, откуда смогу ехать. Надо было бы потом еще раз попробовать, эх…) А горка да, хорошая. Ленка так с нее летала, что умудрилась ключ от машины, который в кармане был, сломать))

Вечером пошли с Дениской за продуктами. Набор стандартный, что и в любом нашем продуктовом магазине. Выбор пива радовал глаз . Когда мы набрали целую корзину еды и подошли к кассе, продавщица нас огорошила, что пакетов нет. Спокойно договорились, что возьмем корзинку из магазина и принесем её обратно. Ну в каком нашем магазине такое возможно?
По поводу дома, где мы жили.
http://xeellen.users.photofile.ru/photo/xeellen/115631740/large/134300735.jpg

Очень милое место, добрейшие хозяева и море уюта… В полупансион входил завтрак и обед. Мало того, что нас каждый раз спрашивали, что именно мы желаем отведать на следующий день, и во сколько, так ещё и готовили специально для нас. В один из дней у хозяев в наличии оказалось 4 супа – семья словаков, которая тоже жила в этом пансионе, заказала томатный суп с сыром, мы попросили грибной, а еще оставались чечевичная похлебка и куриный бульон. Много было блюд национальной кухни, некоторые очень похожи на наши, но все же другие. Например, квашеную капусту они делают с тмином, виноградом и специями. Иногда добавляют туда яблоки и никогда – морковку и клюкву. Вкус незабываемый!


Вообще, на удивление приятный отдых получился. Как будто у далеких, но любимых родственников.
В последний день мы устроили Денису подарок – оставили его дома, не взяли с собой на шоппинг. Вернулись поздно вечером, хозяева аж забеспокоились, звонили, не случилось ли чего с нами. А мы оторвались. Притащили кучу сумок-пакетов. Куда класть-то будем?
А день отъезда подкрался совершенно незаметно. Вот только что еще впереди много дней было, а тут раз – уже пора домой. Хорошо, что мы на машине, никакими сроками-билетами не связаны, отъезд затянули до последнего дня.

Уезжать хотели с утра, чтоб опять по свету через горы перебраться. Ехать решили по Польше до Люблина, потом на Украину, а дальше поглядим куда. Очень не хотелось кроме Татр пересекать еще и Карпаты, особенно на Украинской территории. Жизнь показала, что решение было правильным.
Калдину утрамбовывали часа два – кроме того, что с собой привезли, мы ж еще кучу барахла накупили. Но Калдина – емкая машина! Все влезло, лежанка для Дениса осталась. Попрощались с хозяевами и в путь. Правда напоследок мы умудрились ключ от их дома с собой увезти… Ну что ж, будет повод вернуться.
Поехали по автобану на Попрад, дальше на Прешов и в Польшу. Дороги – класс: чистые, ровные.
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226701.jpg

Виды – очуметь: красивые старые города,
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226670.jpg

замки на горах…
http://gorale.users.photofile.ru/photo/gorale/115628782/large/134226697.jpg

Эх, если б не туман и облачность!
На Польской границе опять пусто. Мы с перепугу даже напрямую через пост побоялись проехать, свернули вслед за фурами по ямам и ухабам. Готовимся к российской действительности. По Польше тоже хорошо ехать – дороги почищены, края и разделительная катафотами обозначены, даже пешеходные дорожки подсвечены. Перед пешеходными переходами минимум по 2 предупредительных знака с ограничением скорости, а сам переход обязательно фонарями сверху освещен. Вот когда у нас такое будет, тогда, видимо, и движение безопаснее станет. Указатели дорог, щиты с направлениями, эх… Завидно. Странная закономерность, но опять почему-то в городах дороги грязнее, чем на трассе. Польшу мы привычно проехали ночью, так что кроме дорог и указателей мало чего увидели.

Ложка дегтя.

Наверное, она должна была случиться, уж слишком все гладко складывалось. Удивительно только то, что эта ложка, даже целый половник, вылилась на нас исключительно на территории сопредельной Незалежной. Не будем пока делать долгоидущие выводы, а ведь сперва вроде ничего плохого не предвещало…
На границе Польши и Украины народу практически не было. Время часа 2 ночи, заполнили миграционные карты, подошли к пропускному пункту и как всегда пограничник запутался в наших паспортах:
- Кто Елена Викторовна?
- Обе!
- Год рождения?
- Одинаковый!
- Ну сделайте хоть серьезные лица, а то я не могу понять где чей паспорт!
После такого заявления «серьезные лица» сделать было уже просто невозможно..
- А ребенок у кого вписан?
- У меня!
Слава Богу, разобрались.
- Куда едете?
- Домой, в Москву!
- Тогда вам миграционыне карты не нужны, я вам в паспорта транзитную визу поставлю. Через какой пункт выезжать будете?
- Пока не решили.
- Ну я тогда напишу, а вы все равно через любой сможете выехать. Три дня вам хватит?
- Конечно хватит!
Вот тут-то нас видимо кто-то и сглазил; не зря говорят, что Бог слышит мысли, а дьявол – слова.

Дорогу через Украину мы выбрали одну из самых спокойных – ни тебе городов, ни деревень, мимо Ковеля. Сперва предполагали, что где-нибудь свернем на Белоруссию, чтобы покороче путь был. Но потом решили ехать до Киева. Лишний крюк, около 500 км., да и черт с ним. После первых десятков километров сворачивать на еще более местные дороги на Белоруссию нам что-то совсем расхотелось. Эта хотя бы как международная обозначена. Вообще неплохая дорога. Наверное. Потому что под слоем снега и льда понять что-то сложно. После вылизанной Польши – контраст разительнейший. Не, чистилки там ходят, только чистят очень странно – разгребают одну полосу ровно посередине дороги. А потом все песочком присыпают. Проезжающие машины по этой середине еще колеи накатывают. Вот и едешь: под колесами ледяной асфальт, посредине, под днищем ледяные надолбы, сбоку целина. Максимальная скорость – км 60, не более. Если встречка – надо уходить правыми колесами в снежно-ледяную кашу, иначе не разъехаться. Но то, что пустая, это да, за первые часа два пути машин пять навстречу прошло и штук десять попутных. Если уж пытаться везде плюсы искать, то на такой дороге хорошо учиться полосу держать: чуть в сторону - или снег по днищу барабанит, или машина по каше всплывает. Бразильская система! Указателей направлений никаких. Был один, где-то сразу после границы, и хватит. А и правда, куда тут из колеи денешься? Щит правда был один, предупредительный: «Увага! Ямковитость!» Типа мы предупредили, а дальше разбирайтесь с ямами сами. Заботливые, блин! Лена, не в силах наблюдать мое вихляние по этой каше, села за руль сама.

И вот на этой-то пустой дороге практически посередине пути настигло нас наше «еврейское счастье». Внезапно дорога сузилась до одной полосы, потом ушла влево и из-за перегиба дороги вынырнули фары едущей навстречу машины. Мама, встречка! Куда уходить – кругом сугробы! Тормозим – бесполезно. Вроде уже расходимся бортами, буквально в паре сантиметров, вроде уже почти все, но тут удар, жуткий металлический грохот, Калдинка куда-то взлетает, глохнет и останавливается, наклонившись на левый бок…

Автоматически включаем аварийку, выскакиваем наружу. Машина, с которой мы еле-еле разошлись, не останавливаясь, уезжает. Что с Калдиной? Первый вопрос – что-то течет? Вроде нет. Хватаем фонарики, смотрим внимательнее. Не течет. Тогда что случилось? Лллляяяяя….. У них там ремонт дороги, и сужение до одной полосы ограждено длинными бетонными блоками высотой сантиметров 50. Чистилка разгребла снег, и вот по такому сугробу Калдина взлетела и остановилась правым колесом на блоке. Резина спущена, диск видимо погнут. Шикарно! До границы километров 200, до Киева – 300, а мы в 4 утра сидим одним колесом на бетонном блоке посредине совершенно пустой дороги. Замечаю, что суечусь вокруг машины без куртки, вспоминаю рассказ Кащея, ныряю в машину, чтобы одеться. Денька проснулся, спрашивает, что случилось. Сиди, - говорю, - пока что-то непонятное.

Пытаемся завести мотор – господи, заводится! О, какой-то свет сзади, кто-то едет. Лена с фонариком идет останавливать, я успокаиваю Дениса. Попутка, какая-то иномарка-легковушка типа Ланоса, мужичок-украинец.
- О, да вас тут тросом надо стаскивать! Трос-то есть?
Трос есть. В ящике багажника под кучей барахла, фиг доберешься.
- А у меня троса нет, Давайте столкнуть руками попробуем.
Толкаем втроем с ним и его женой, Лена за рулем. Колесо сползло в сугроб, но теперь Калдина висит на блоке бампером.
- Ну это грузовиком надо, я такое не потяну, да и троса у вас нет…
Садится в машину, протискивается мимо Калдины и уезжает. Вдвоем с Денькой пытаемся столкнуть дальше. Калдину немного разворачивает боком поперек колеи. Да так, что теперь уже никто не проедет, только с дороги нас сметать. Включаем рацию, пытаемся кого-нибудь найти. Пусто, видимо у них там другие частоты.

Минут через 10 еще фары, иду останавливать. Фура украинская. Обрисовываю ситуацию, говорю, что надо как-то помогать, иначе уже никто там не проедет.
Ничего, - говорит водила, - там еще две польские фуры сзади. Что-нибудь придумаем.
Действительно, за этой фурой шли еще две другие, автобус какой-то пустой ехал и пара иномарок. Человек 6 мужиков набралось. Руками подняли морду Калдины и спустили на дорогу. Пытаемся выехать задом из сужения. Лену после стресса трясет, рулить не может, сажусь за руль. Еду, но видимо очень медленно. Кто-то из водил уже через окно руль крутит, я только газ нажимаю. Вытолкали нас за зону ремонта. А, вот и он - знак ремонта/сужения. В сугробе, снегом засыпан. То-то мы его и не сразу увидели. Смотрим на Калдину - правое переднее колесо на ободе, мотор работает, ничего не течет, индикация в норме.
- Запаска есть? Колесо поменяйте и можно дальше ехать, - говорят водилы.
Просим кого-нибудь помочь поменять колесо. У одного спина заболела, другие срочно перестали понимать по-русски, и вот 3 фуры, автобус и пара иномарок скрылись в темноте. Ну и ладно. Справимся. И на том спасибо.

Денька от испуга срывается, вот только его истерик сейчас не хватало. Понятно, что парень впервые в подобной ситуации, но и мы вообще-то тоже.
- Денис! Ну-ка быстро, одел шапку, перчатки, помогать будешь!
- Чем я могу помогать?
- Вот тебе фонарик, свети, а то ничего не видно! – взял фонарь, теперь при деле, успокоился.
Где у нас запаска? Ну да, под полом в багажнике. Все барахло, которое перед отъездом я часа 2 укладывала, сейчас минут за 5 перекидано, запаска, домкрат и баллоник найдены. Попробуем сами, не стоять же просто так.
Кое-как подняли машину на домкрате, блин, гайки отвернуть сил не хватает. И в какую сторону их крутить-то? Ведь если резьбу случайно сорвем, то вообще отсюда не выберемся.

Ну-ка, что там? Опять свет? Кто-то едет? Иду останавливать, размышляя, как бы так поаккуратнее спросить, чтобы не спугнуть помощь. Номера украинские, а водитель вроде русский. В голову ничего не приходит, поэтому озадачиваю его вопросом в лоб:
- Извините пожалуйста, а вы не подскажете, в какую сторону гайки на колесах откручиваются?
Физиономию водителя надо было видеть. – А вам зачем? – только и спросил. Объяснила, что пробили колесо, вот запутались в какую сторону гайки откручиваются. Вопросов он больше не задавал, просто взял и поменял нам колесо. За что ему еще раз огромное спасибо. Взглянули на диск – здоровенная вмятина, а на шине повреждений не видно. Он нам посоветовал попробовать отремонтировать колесо в ближайшем шиномонтаже, вдруг оно целое, только из-за вмятины разгерметизировалось. Заодно еще раз обсмотрели машину – стойка вроде цела, мотор работает, индикация в норме, ничего не течет. Бампер чуть помят, так после такого удара еще удивительно, что чуть. А Калдина – крепкая машина! Мне даже страшно представить, что было бы с Бегемотом или даже Мышом после такого удара. Водитель прощается, уезжает, мы потихоньку на аварийке за ним.

Как же я вам скажу охренительно ехать по ледяной каше на переднем приводе на левом зимнем и правом летнем колесе со скоростью не более 30 км/ч… Для полного счастья еще и снежок пошел. Если бы не предыдущая ситуация – красиво! Километров через десять что-то застучало, выскакиваем. Охххх.. Колесо на ободе. Запаска спускает. Опять домкрат, насос. Теперь мы опытные, теперь все гораздо быстрее получается. Выясняем, где ближайший шиномонтаж. Совсем рядом километров около 80 в ближайшем городе. Коростень называется. По телефону Лена пробует выяснить, нет ли на Украине служб аналогичных нашему РАТу. Дюша, нету! Так что если вы вдруг решите выйти на международную арену – конкурентов у вас не будет. Но вот вроде кого-то в Киеве нашли, вроде даже готовы приехать к нам. Ага, только стоить это будет таких денег, что мы лучше на летней поползем. Тем более, что колесо вроде травить перестало, хоть потихоньку едем, но хотя бы не останавливаемся.

Часа через два дотрюхали до Коростеня. Напоследок, как всегда свернули не на ту дорогу, так что в полной мере ощутили разницу между федеральной трассой и местными проселками. Местные не чищены с начала зимы и до начала весны их вряд ли кто касаться будет. Такой лед уже ничем не пробить. Самое страшное, что тротуаров для людей тоже нет, все ходят по одной проезжей части. Не дай Бог, вдруг кусок льда под колеса около пешехода попадет. Реально страшно…

Нашли шиномонтаж. Опять перекидала багаж, достали пробитое колесо. Парнишка посмотрел, говорит, что можно диск поправить. Неужели можно? Да, можно, - отвечает. Давай попробуем. Хм, сделал. Шину еще раз посмотрел. С виду целая. Одел на диск, подкачал, в воду – держит. Давление увеличил – держит!!! Значит действительно от удара об блок диск сразу погнулся, а шина целая осталась. А ведь могло бы в клочья ее порвать. Поставили колесо на место, запаску в багажник. Удивительно, но с каждым разом перекладка багажа у меня проходила все быстрее и после этого еще больше места оставалось. Я даже переживала – все ли запихнула, не потерялось ли чего. Нет, не потерялось. Все же Калдина – потрясающая машина: мы поедем дальше на том же самом колесе!

Очень хотелось передохнуть, поэтому нашли какую-то круглосуточную кафешку, чтобы просто посидеть, отвлечься. Гривен у нас не было, в шиномонтаже и в кафе расплачивались случайно взятыми из дома долларами. Евро на Украине почему-то не жалуют.

Пришли в себя, не спеша едем дальше. Колесо в норме, машина в норме… Фантастика! Это ж надо было, чтобы на пустой дороге, в единственном узком месте, нам навстречу встретился такой козел! И чтобы после такого бабаха машина продолжала ехать, причем на том же самом отремонтированном колесе! Я люблю Калдину!

Подъезжаем к Киеву. Машин больше, на дороге грязнее. Эх, какие в Словакии шумовые гребенки на дорогах были. В Киеве тоже есть гребенки – три подряд лежачих полицейских без предупреждающих знаков. Хочешь – не хочешь, а скорость сбросишь. Весь Киев обвешан плакатами кандидатов – выборы на носу. Причем плакаты как-то по районам кучкуются. Вот мост Юлии Тимошенко, вот улица Ющенко, вот квартал Януковича. Видимо раскупили по частям.

Выехали за город в направлении Чернигова. Дорога получше, на карте как автобан обозначена. Широкая, от души реагентами полита, прям как у нас. Даже по две полосы почищены, километров 70-80 можно ехать. Но длилось такое счастье недолго – как только свернули к границе, так сразу же опять только середина расчищена и песочком посыпана. Очень занятно наблюдать как у тебя между колесами двойная сплошная, которая периодически на островки безопасности сходится и расходится. Хоть ремонтов больше не было, ехали и ехали себе. Вот только ближе к границе, перед Глуховым что-то непонятное началось.

Нет, действительно, мы ж до этого и по горам и по равнинам ездили, но такое… Короче, полное ощущение что мы спускаемся вниз с какой-то офигительно крутой и длинной горы. Кругом темнота, по краям дороги темная масса леса, а впереди, где-то далеко внизу, стопы попуток…
- Ленк, мы под горку что ли едем?
- Правда, похоже под горку… Откуда здесь горы? Последние, Бескиды, на территории Польши должны были закончиться.. Деньк, посмотри, мы под горку едем?
- Ага, под горку.
- Правда, под горку. Откуда здесь ТАКАЯ горка?
Я потом по всем атласам, гуглам и картам копала – нет там никаких гор. Но мы были в полной уверенности, что едем вниз. Километра 4 на тормозах ехали. И потом, дальше, уже под Брянском мне такое же мерещилось. Это от усталости, наверное?

На обгоняющих нас машинах уже почти сплошь российские номера. Неужели до границы добрались? Кажется еще чуть-чуть – и мы в России, а там уже и Москва недалеко. Да… рано радовались.
Перед границей очередь. Дорога засыпана снегом, фурам нет места на обочине – они спихивают маленьких на встречку, встречка проехать не может, все толкаются, выдавливая друг друга, как в прежние дикие времена.

Сытые украинские таможенники дефилируют взад и вперед, предлагая всего лишь за полторы тысячи с человека из машины провести без очереди. Вперед улетает черный Лексус, тульский Лансер, Паджерик… Уж не знаю, много ли они выиграли, но в очереди на досмотре они стояли рядом с нами, хотя мы денег не давали. Отстояли часа полтора, доползли до терминала, заполнили какой-то талон, подаем его и паспорта пограничнику.
- Шо вы мне даете, где миграционные карты?
- У нас нет карт. На посту, где въезжали, сказали что не надо, нам транзитные визы поставили.
- Ничего не знаю; если не карт, ехайте на тот пост и получайте заново…
Ога, делать нам нечего, только назад ехать. И тут начался концерт. Ленка, как более опытная в общении с украинскими пограничниками, отправила меня в назад машину, так что от созерцания бОльшей части Мерлезонского балета я была освобождена. А погранец аж выскочил из своей будки, прыгал вокруг машины, тряс пачкой каких-то бумажек и устроил монолог минут на 20. Правда, я слышала только обрывки:
- Ничего не знаю… Какие визы?... Вот какой пункт написан, туда и ехайте!.. Да у меня эти карты 5 лет должны храниться… Да мы все в компьютер вводим и начальству отсылаем…Да я из-за вас на должностное нарушение пойду…А с вас штраф возьмем.. Да я счас начальство позову…
- Зовите начальство, - стала настаивать Лена.
Парадоксально, но тут погранец срочно вспомнил, что у него огромная масса работы, что ему некогда на нас тратить время и…. пропустил дальше. Правда, попытался забыть штамп в паспорта поставить, так что пришлось ему напомнить и это сделать.

Таможенники попросили открыть багажник, взглянули на забитую до потолка Калдину, искать более подробно ничего не стали. Проехали на нейтральную территории и встали. А как не встать? Вся украинская сторона границы покрыта кашей из снега, сантиметров 20 минимум. Никто там даже ни крошки не постарался расчистить. Что раскатали – там и ездят. По одной единственной полосе и фуры, и легковые, и в Россию, и обратно. Функции украинцев сводятся к тому, что они то останавливают поток, пропуская машины из России, то пропускают машины в Россию. А полоса, напомню, одна, реверсивное движение, блин. И фуры там великолепно застревают, буксуя и перекрывая все напрочь. И тогда водители из машин, ожидающих проезда, выходят и начинают эти фуры руками из снежной каши выталкивать.
Зрелище фантастическое – толпа народу облепливает фуру и проталкивает ее на подъем. Чтобы одна фура проехала надо минут 40, не меньше. А там и другая на подходе. Вот и третья забуксовала… Блин, когда же это кончится? Ну-ка, ну-ка, вроде там дырка есть, похоже можно перед фурой проскочить… Ну да, вот уже машины три пролезло. Пограничники пытаюсь нас останавливать, а мы… С другими машинами, как через линию фронта, прорываемся на свою сторону. Только крики вслед: «Талоны отдайте!» Да нате, подавитесь; сую талон кому-то в руки в открытое окно. Господи, неужели Россия? На нашей стороне видно, что все уставшие; не мудрено, второй день поток идет, но держатся вежливо, даже помогают заполнить декларации. Мы, после стояния на украинской стороне, никак не можем сообразить, что куда вписывать и кому чего подписывать.

Россия… До Москвы еще километров 500, но ощущение, что уже дома. После границы половина машин сразу сворачивает на ближайшую заправку, а у нас еще есть бензин, едем чуть дальше. Вот еще заправка, и заодно, развилка – можно ехать через Курскую область-Орел-Тулу или через Брянск-Калугу. Про дороги Курской области Лена рассказывает ужасы, решаем ехать на Брянск. Вот только сил ехать уже нет.
Останавливаемся поспать. Ленка после всего сразу отключается, а я не могу. И Денька не спит, чего-то хнычет сзади…
- Деньк, ну ты чего? Надо просто немножно отдохнуть и уже до дома не так далеко.
- Мам, у меня уже сил нет. Никаких. Ни физических, ни моральных…
- Ох, солнышко, держись. Деваться нам некуда. Здесь же не останешься. Надо собраться, отдохнуть и ехать дальше…
Замолчал, засопел…
- Мам, дай мне салфеток бумажных. Побольше.
Высморкался, слезы вытер, уснул. Досталось парню впечатлений. Но полезно, он очень сильно после этой поездки повзрослел.

Смотрю вокруг – везде красные стопы светятся.
«Спят усталые машинки, фуры спят…
А дороги и тропинки ждут ребят…»
Все вымотались после этой границы. Мы на Украине лишних 12 часов потеряли – 5 часов из-за колеса, пока поменяли, пока до шиномонтажа добрались, и 7 часов на границе… Но теперь все позади. Теперь и мне можно поспать.

Отдохнув, поехали дальше. На нашей стороне на дорогах расчищено 2 полосы – по одной в каждую сторону. Неужели можно нормально со встречкой разъезжаться? Даже не верится. Около Калуги начинается шикарнейшая дорогая, двухполоска, чистая, ровная. Лена садится за руль, Калдинка, чувствуя дом, летит под 130.… Вот уже Обнинск, бетонка, Москва… Доехали до моего дома, выгрузили, все что близко лежит.

На спидометре 4780 – это наш общий пробег. От Словакии ехали почти двое суток, проехали около 2100 км.

Потом еще пару ночей снилось, что еду в темноте по снежной каше; в Витарке неделю сперва дворники с поворотниками путала и до сих по МКАДу езжу - там полосы размечены и перестроений меньше. А то не понимаю, где мне машину в полосе держать. Но сейчас уже вроде привыкаю.
Ленк, спасибо! Без тебя я б на такое не отважилась. Хороший отдых получился. Я б еще раз поехала, пусть даже и через Украину))

З.ы. традиционно ссылки на альбомы:
Gorale - http://photofile.ru/users/gorale/115628782/
XEEllen - http://photofile.ru/users/xeellen/115631740/
http://photofile.ru/users/xeellen/115631692/

з.з.ы. Благодарю всех дочитавших)))

2010г.