Сразу отвечу на критику со стороны любителей Норвегии. Эта поездка планировалась как чисто автомобильная поездка без пеших прогулок по тропам и горам. Хотя короткие походы стояли в планах, но эти планы разрушила норвежская погода.

Водить машину я люблю. Провести 12 часов и более за рулем для меня не проблема. Кроме того, находясь за рулем, замечаю интересные окрестные виды гораздо больше, чем пассажир.

За последние 2 года на машине Лада X-RAY съездили в Грузию, Прибалтику (Литва, Латвия), Германию (с заездом во Францию в Страсбург), Крым и всякие другие места России (С.Петербург, Валдай, Пенза, Сочи (на горных лыжах катались), Азовское море.

Изначально поездка на север Норвегии планировалась через Прибалтику. Ночевка в Вильнюсе и Таллине. Затем на пароме в Хельсинки и дальше через Финляндию на север Норвегии с возвратом через Мурманск (Териберку) и заездом по дороге на Соловки.

В итоге этот план я отменил. Решил не терять 3-4 дня на дорогу в Норвегию. В Литве мы бывали сотни раз (моя вторая родина – Каунас). А Таллин и Хельсинки когда-нибудь еще глянем.

Вот такой получился маршрут.

Т.к. ни Гугл, ни Яндекс не дает проложить маршрут более, чем на 10 точек, то сделал 4 картинки (без маршрута до Мурманска и от Вологды назад).

 Старт был дан 15 июня из г.Королев Московской обл. в районе 3 часов ночи. Традиционных пробок на Ярославке в районе Пушкино еще не было и мы выехали на простора трассы М8.

Дорога до Медвежьегорска была практически идеальна. Далее в Карелии вплоть до Мурманской области начались ремонты. Пара участков до Кеми была просто гравийка, по которой шли 20-30 км/ч. еще и с реверсами. Большие участки с вырезанным асфальтом с острыми кромками. А затем солнце опустилось так низко, что ехать было просто не возможно. В итоге по указателю на отель свернули в Лоухи. Свободный номер оказался только одинарный. В итоге я спал на полу, благо комплект постельного белья с одеялами у нас с собой был.

Эта была наша первая белая полярная ночь. Впереди было 12 белых ночей.

В итоге в Мурманск мы приехали около 13 часов дня.

По дороге отметились у знака Полярный круг.

Все фотографии ниже с телефона (iphone). Фотоаппарат еще не разобрали.

Мурманская область встретила солнцем.

Но затем погода испортилась.

По дороге к Мурманску изучали варианты отелей в Букинге. Решили не бронировать, а подъехать к отелям и глянуть своими глазами приглянувшиеся варианты.

Первый же вариант отеля нас устроил. Это «Бутик Отель Ренессанс». Своеобразный интерьер у отеля. Круглосуточно в доступе бесплатно чай и кофе (не растворимый). Вечером поужинали в ресторане. Не сказал бы, что цены в нем совсем гуманные, но было вполне вкусно. Завтрак был отличный. Шведский стол. С бутылочкой шампанского.

После оплаты номера, выгрузив чемоданы, мы в 14 часов поехали в Териберку.

До знака поворота на Териберку – 40 км вполне нормальная асфальтовая дорога. Правда с коварными провалами в низинах и особенно в районе моста через реку Териберка. Надо быть внимательным, я один раз приложился в провале.

Зато после поворота на Териберку начинается «развлекаловка».

В начале просто стиральная доска. Первые 5 км ехал, как и впереди идущие, со скоростью 5-10 км/ч, с удивлением наблюдая за редкими встречными авто, которые проносились не менее 60 км/ч.

В итоге, вспомнив валдайские дороги (Боровичи и т.д.), решил низко лететь, чем переползать по стиральной доске. Оставшиеся 35 км и весь путь обратно ехал 50-60 км/ч, мысленно прося прощения у своего авто.

Отметились у местного гаишника.

И еще пара фотографий с дороги.

Териберка нас встретила асфальтом, ветром и дождем.

Честно говоря, в такую погоду делать в Териберке не чего. Побродили на берегу Баренцевого моря, потрогали море, оглядели окрестности и поехали назад.

Народ в основном едет сюда на рыбалку и походить по окрестным тропам. А у меня была просто идея отметиться на берегу моря, который переходит в Северный ледовитый океан.

По дороге назад в Мурманск еще пофотографировали.

Мурманск встретил нас солнцем и ветром. Отметились у ледокола «Ленин».

Утром, позавтракав (а пассажирка даже с шампанским), заехав на мойку (после Териберки это обязательно), поехали в сторону границы с Норвегией.

На границе были около 13 часов. Народу ни кого. Удивило прохождение нашей границы. Заставили вытащить все закрытые вещи (рюкзаки и чемоданы) из машины и отнести их на просвечивание. Ни когда раньше с таким не сталкивался, проходя границу на авто.

На мой недоуменный вопрос, пограничница сказала, что у них всегда такой порядок. Всё было вежливо, без придирок, лишних вопросов не задавали. Прошли нашу границу и оказались в дьютике.

В дьютике висит листок с нормами провоза спиртного и сигарет на человека. Взяли литровую бутылку виски, 4 литровых пакета белого сухого вина (в бутылках белого сухого в магазине не оказалось), ради интереса 4 банки пива и поехали к норвегам.

Визы у нас были литовские шенгенские. У таможенников к нам придирок ни каких не было. Спросили про спиртное и сигареты. Сказал, что 1л виски есть и вино, а также около 2 блоков сигарет. Продукты мы не везли. Мои слова их устроили и, не смотря содержимое сумок, отпустили нас.

А вот при прохождении паспортного контроля было интереснее. Беседовала с нами женщина-пограничник. Т.к. у меня с разговорным английским плохо, то отвечала на вопросы супруга.

Визы шенгенские вопросов не вызвали. Спросила куда едем и зачем. Ответили, что планируем путешествовать по северу Норвегии примерно неделю и затем через Финляндию вернемся в Россию. Показал ей сделанную заранее распечатку из гугл-карт нашего примерного маршрута. Маршрут вызвал у неё интерес. Позвала другого пограничника (уже мужчину). Спросили, где жить будем. Супруга ответила, что решать вопросы с жильем будем на месте, в зависимости от ситуации. Пограничница спросила нас про наличие финансовых средств. Ответили, что есть наличные и банковские карточки. Показал ей свою сбербанковскую карту. Наличка её не заинтересовала (правда у нас были евро и доллары, кроны норвежские отсутствовали). Пограничница попросила банковскую карту у меня. Взяла в руки, повертела и отдала. Затем поставила штампы в паспорта и пожелала удачи.

И так мы в Норвегии.

Светит солнце, бортовой компьютер показывает 19 градусов тепла. Переключил ближний свет в режим Auto для прохождения туннелей (огни ДХО горят постоянно). Включил в телефоне Мапс.ми и построил маршрут до магазина Extra в Киркенесе.

Готовясь к поездке, изучая отчеты, мы решили для себя особо не заморачиваться с питанием и продуктами (я вообще малоежка). Много продуктов на двоих нам не надо. Поэтому, по совету некоторых путешественников, в ближайший финский городок Нейден заезжать в магазин не стали. Закупились на пару дней продуктами в Киркенесе. Сыр, сырокопченкая нарезка колбас, хлеб, рыбные консервы, чай, хлеб, сосиски для жарки и т.д.

Всего получилось оставить в магазине около 4000 руб. Получилось, в принципе, как у нас в магазине Перекресток.

Построил маршрут до Ifjord и мы поехали.

Светило солнце, температура 18-19 градусов.

Почти сразу встретили олешек.

Виды вдоль дороги радовали.

В городке Tana свернули с трассы Е6 в сторону 98 дороги.

И чем дальше на север, тем хуже становилась погода.

Вдруг и дорога местами стала ухудшаться.

А в какой-то момент времени мы поняли, что оказались в тундре. Температура воздуха опустилась до 6 градусов.

Озеро покрытое льдом. А ведь еще часа 2 назад было 19 градусов тепла.

Временами казалось, что дорога уходит в небо.

Пейзажи были просто сюрные. Жалко фотоаппарат не может передать всё это.

Начались приближаться к Ifjord. Природа поменялась.

Планируя этот маршрут, знал, что в Ifjord есть пара кемпингов. Бронировать их заранее не стал, т.к. не хотел жестко привязываться ко времени. Кроме того, подъехали мы сюда в районе 19 часов и надеялись застать кого-нибудь на ресепшн. Увы, но ни кого не было. Висели только номера телефонов. И даже ни кого из людей не встретили в Ifjord, пока катались между двумя кемпингами.

Звонить мы не стали, тем более, что и местечко нам не особенно понравилось.

Решено было ехать дальше в сторону Lakselv, заезжая по дороге в кемпинги, если они попадутся.

И доехали до городка Kunes, в котором увидели большой кемпинг.

Подъехали к самому большому домику, надеясь кого-нибудь встретить.

Выше и ниже – это утренние снимки кемпинга.

Ни каких указателей, типа ресепшн, ни нашли. Супруга зашла в домик и там встретила мужчину, который заговорил с ней по-русски. Оказалось, что он из Литвы (но не литовец), живет несколько лет на юге Норвегии и сюда приехал строить завод.

Т.е. где-то в этом районе строится завод и во всех кемпингах в округе все места в домиках до конца сезона сданы строителям этого завода. Но для нас, скорее всего, в этом домике одна комната сейчас найдется, сказал он. Через 5 минут подъехала хозяйка кемпинга, которой он позвонил.

Хозяйка предложила нам комнату за 850 крон. Узнав, что постельное белье у нас есть, опустила цену до 600 крон. Достала из кармана телефон и считыватель и мы спокойно заплатили по карточке. От чека, который она предложила привезти, мы отказались.

На то время курс рубля к кроне был 7.5. Мы просто умножали все цены на 8 и получали примерную стоимость в рублях.

У нас получился отдельный отсек с комнатой, душем, туалетом, дверью на улицу и дверью на общую кухню. Хозяйка сказала пользоваться всем можно без ограничений, завтра уезжайте хоть вечером, только не забудьте закрыть на ключ изнутри свою дверь и захлопнуть за собой другую общую дверь. В этом домике жили еще 4 человек, которые строили завод. У них были отдельные комнаты со своим душем и туалетом. Вай-фай работал отлично.

Наша комната и общая кухня-зал.

Утром надо было принимать решение куда ехать.

Выбор был между Нордкапом и местечком Mehamn.

Про Mehamn читал отчеты и очень хотелось вместо Нордкапа туда поехать. Но погода и её прогноз не радовал. Вспоминая вчерашнюю 98 дорогу в облаках при температуре 6 градусов, становилось как-то зябко. Кроме того, зная, что там достаточно пустынные места, забоялся затруднений с проживанием (в машине спать не хотелось). Букинг показывал, что на сегодня там, где у него есть адреса, свободных мест нет.

Решено было ехать в сторону Нордкапа до городка Olderfjord. В этом городке сходятся 2 дороги, по которым все туристы едут на Нордкап. В нем я надеялся снять жилье, чтобы за 1 день прокатиться на Нордкап и в Hammerfest.

Настроил маршрут в Мапс.ми, включил мобильный интернет и поехали.

 

Про мобильный интернет.

Мы пользователи Билайна. В прошлом году в поездке в Германию пользовались их услугой для интернета за 350 руб в сутки. Вполне хватало. Кроме того, подключал интернет только с одного телефона, раздавая его на другой. Нас устраивало. В этом году, видимо из-за отмены роуминга по России, Билайн начал хитрить. Через короткое время после подключения интернета, приходило смс о том, что быстрый интернет у нас кончился и подключается еще за 99 руб быстрый интернет в размере 1 Гб.

Так что все эти дни мы пользовались интернетом за 350+99 руб в сутки.

А в конце поездки, уже в Финляндии, Билайн проснулся и отключил мне раздачу интернета, сообщив, что плати еще, кажись, 50 руб в час, если хочешь раздавать интернет.

И вот мы приехали в Orderfjord.

Светило солнышко, было относительно тепло. Тут же зашли в сувенирный магазин, в котором был и ресепшн кемпинга напротив через дорогу.

В итоге был снят вот такой домик со всеми удобствами (своим душем и туалетом) за 799 крон (умножаем примерно на 8). Машина парковалась перед домиком. Домик без удобств стоил, кажись, 499 крон.

В счет не включили постельное белье, т.к. мы предупредили о наличие своего.

Неплохой домик оказался, но в нем был самый плохой интернет по вай-фаю за всё время поездки. Даже в Сортавале лучше был вай-фай, ловил хотя бы в туалете и у двери в коридор.

И на улице у домика вай-фай практически не работал. Так что большой и жирный минус этому кемпингу за отсутствие интернета.

В общем, осмотрели домик, выгрузили лишние вещи, перекусили и поехали в сторону Нордкапа.

Время было около 14 часов. Надеялись посмотреть быстренько это попсовое место и поехать в Hammerfest, чтобы часам к 11-12 вечера вернуться в домик.

Проехали знаменитый туннель под водой длиной 6700м и спустя несколько км вдруг уперлись в столпотворение автобусов, кемперов, машин и мотоциклистов.

Переговорив с пожилой немецкой парой на англ.языке, выяснили, что впереди с автобусом произошел какой-то «крэш» толи в следующем туннеле, толи еще где. Дорога перекрыта уже несколько часов и неизвестно когда откроется и откроется ли сегодня вообще.

Смотреть тут было не чего, дул пронизывающий ветер. Сидеть просто в машине? Ждать мы не стали. Поехали обратно, чтоб свернуть на Hammerfest.

Наверное, поездка в Hammerfest была не самым лучшим решением. Погода резко испортилась, небо затянуло облаками. Виды по дороге были конечно красивыми. Но думаю, что лучше бы прокатились по 889 дороге на север вдоль реки Russelva.

Перед поворотом на Hammerfest заехал на заправку в Olderfjord рядом с кемпингом. И опоздал на 5 минут, чтоб расплатиться через оператора. Пришлось воспользоваться автоматической заправкой по карте.

Заправился. На карте заблокировалось 1500 крон. Заправка была на 560 крон. Интересно, подумал я, когда мне Сбербанк вернет разницу? Вернул на следующий день. Правда, не сообщив об этом по смс. Просто при очередной расплате карточкой увидел, что остаток денег вырос, а не уменьшился.

Так что, Сбербанку плюс за оперативность. Читая отчеты перед поездкой, помню, что у некоторых деньги подвисали на несколько дней.

Но, решив не испытывать работу Сбербанка, больше на автоматах не заправлялся.

В Hammerfest заехали в магазин Extra подзакупиться продуктами.

Погода на следующее утро особой радости нам не принесла – низкая облачность, ветер, холодно.

Поехали в сторону Skibotn через Alta по знаменитой дороге Е6.

Принял решение, в зависимости от времени в пути, ближе к Skibotn изучать Букинг на предмет номеров в близлежащих кемпингах и отелях.

Дорога интересная.

По выше опять начались полутундровые места.

Один раз пришлось включить противотуманки.

Жалко было, что облака были так низко. Это была самая высокая точка дороги и внизу угадывались виды на фьорды.

Здесь в облаках, проезжая мимо очередного паркинга, увидел LandRover с челябинскими номерами и женщину приветливо машущую рукой. Припарковался. Разговорились.

Муж и жена примерно нашего возраста так же путешествуют по северу Норвегии. Эта их уже 3-я поездка в Норвегии. До этого были юг и центр Норвегии. В Норвегию приехали через Финляндию в город Alta. Сейчас едут в Тромсё, где у них забронирована гостиница.

У них оказывается всё уже забронировано, т.к. визы они получали норвежские и от них потребовали оплату всех мест, где они планируют остановиться. Визу им дали строго под даты поездки на 16 дней. Маленько позавидовали нам за нашу свободу в выборе маршрута путешествия.

Мужчина сообщил, что дорога, по которой мы сейчас едем, гораздо круче знаменитой разрекламированной атлантической дороги. Он по ней катался. На что я ему ответил, что он еще не видел 98 дороги.

После Тромсё они едут на Лофотены. Дальше мы еще пару раз виделись с ними на трассе, периодически обгоняя друг друга в местах парковок для фотосессий.

Приятно было с ними пообщаться. Это была вторая встреча с соотечественниками. Накануне в кемпинге Orderfjord встретили семью с ребенком в соседнем домике. Машина была с московскими номерами. Кроме как, «Доброе утро», другого разговора с ними не было.

Выехали из облаков.

Проехали Alta. Приближаемся к фьорду Lyngen, начинаем потихоньку изучать Букинг на предмет ночевки и любуемся красотами, пытаясь не останавливаться каждые 5-10 минут.

На одной из остановок было принято решение забронировать номер в отеле «Magic Mountain Lodge – Lyngen» в городке Lyngseidet. Отель находился по другую от нас сторону фьорда Lyngen. Но что мешает нам объехать фьорд и полюбоваться его видами с другой стороны? Тем более всего в 42 км от трассы Е6.

Еще перед поездкой читал отзывы об этом отеле. Теперь и сами окажемся в нем. При бронировании оплату не взяли. В итоге по приезду заплатили за номер 920 крон вместе с завтраком.

Пытались прогуляться по окрестностям, но дождь спугнул. Да и к кромке воды фьорда спуска не нашли (супруге очень хотелось вдоль воды прогуляться).

Супруга отправилась на общую кухню жарить сосиски. Я завис в интернете (вай-фай был отличный), потягивая виски, планируя завтрашний день.

Супруга на кухне разговорилась с парой (примерно нашего возраста) из Англии. Они тут же предложили нам разделить с ними их ужин. Мы вежливо отказались.

Англичанка оказалась очень позитивным разговорчивым человеком. Сообщила, что её муж инженер, они катаются по Норвегии и вчера к ним присоединился сын, который приехал на велосипеде из Франции. Сказала, что они за выход Англии из ЕС, Европа – отстой.

Супруга сказала, что мы тоже инженеры и работаем на космонавтику. Англичанка испугалась (шутка, конечно, но удивилась), что мы сообщили ей такую секретную вещь. Пришлось её успокоить, рассказав, что у нас много совместных проектов с Америкой, Европой, Японией и т.д. (программа МКС и др.).

Но и на этом англичанка не успокоилась. Расстроившись тем, что мы не попали на Нордкап, полезла в интернет и нашла сообщение об этом инциденте. Оказывается, сошел оползень, но дорогу достаточно быстро восстановили. Видимо нам надо было пару часов подождать. Но мы не расстроились тем, что не попали на Нордкап, впечатлений и так хватало.

Вид из окна.

Завтрак супругу разочаровал. Ждала большего. Ни каши, ни омлета, ни чего горячего. Сделала себе мюсли и бутербродов с сыром и еще с чем-то.

А мне надо было принимать серьезное решение – куда ехать дальше.

По плану поездки были либо остров Сенья, либо поездка по Лофотенам. Подумав, что Сенья находится практически на текущей широте, а Лофотены южнее и западнее, решил поехать в сторону Лофотен. Очень хотелось увидеть солнце, погреться, погулять без дождя.

Перед выездом забронировали и оплатили на 2 ночи домик в кемпинге «Tjeldsundbrua Camping» рядом с городком Steinsland. Обошлось это где-то в 9000руб с копейками (цену в кронах не помню).

О кемпинге будет ниже. Место выбрал из расчета поездок в разные стороны.

Всю дорогу до кемпинга погода радовала, вселяя в нас уверенность в завтрашнем дне на Лофотенах.

По дороге остановились в сувенирном магазинчике. Супруга купила 2 маленькие сувенирные тарелочки подругам и нам традиционный колокольчик (мы их собираем со всех поездок). Огорчилась итоговой ценой – 3600 руб.

Поехали дальше.

Перед указателем на поворот «Polar park» с левой стороны увидел большой водопад. Свернули. Поднялись по тропинке к нему.

Едем дальше к кемпингу.

Наткнулись кроме оленей и на лося.

Подъезжаем к кемпингу. Он расположен около моста.

Ресепшн в кемпинге работает с 10 до 22 часов. Сотрудник ресепшн оказался русскоговорящим литовцем из Вильнюса. Разговаривал по-русски вполне чисто.

А вот снятый нам номер с удобствами оказался интересным. Это контейнеры. Но очень не плохо оборудованные (мечта дачника-огородника). При чем из них 2 контейнера особо удачные. Они как бы квадратные (или 2 соединенные) и практически двухкомнатные, спальня закрывается на дверь. Остальные контейнеры прямоугольные и не понятно, какая в них планировка.

В общем, будете снимать в них «Двухместный номер эконом-класса с 2 отдельными кроватями», знайте, что это контейнер и просите номера 37 или 38. Нам достался 37 контейнер.

Решили прогуляться по окрестностям, подняться на горку.

В районе 7 утра вышел покурить на улицу, и первый раз в Норвегии мне не было холодно в футболке. Ласково светило солнышко, на небе редкие облака.

Вдохновившись этим, решил оплатить еще 1 ночь в кемпинге, чтобы и завтрашний день посвятить поездкам в этом районе.

Делав необходимые утренние процедуры (душ, завтрак и т.д.), выходя покурить, я с тревогой смотрел на небо. Сгущались облака, ощутимо похолодало. Одел джемпер.

В итоге, к моменту выезда на Лофотоны небо полностью затянуло, начал накрапывать дождик.

Конечной точкой маршрута была назначена деревушка О.

Поехали.

Временами впереди видели просветы в облаках и где-то вдали мелькали солнечные пятна.

Но, увы, надежды не оправдались. До конца маршрута накрапывал дождик, висела низкая облачность.

И вот мы прибыли в деревушку О. Заехали на достаточно большую парковку, забитую кемперами. Но нам место спокойно нашлось. Пока парковались, пили чай, оглядывались, случилось чудо – прекратился дождь. Быстренько утеплившись, дул сильный ветер, пошли на смотровую площадку на берегу Норвежского моря.

Повезло. Спустя время опять зарядил дождь. Спустились в деревушку О. Побродили. На пристани увидели, что разделывают треску. Супруга поинтересовалась на предмет покупки рыбы. И опять ей повезло столкнуться с русскоговорящим раздельщиком рыбы, украинцем. Он сообщил, что рыбу продавать категорически запрещено. Разделывают рыбу те, кто её ловит.

Поехали назад в кемпинг. Но мысль о рыбе не покидала нас.

Заехали в городке Сёрвоген в магазин. Свежеразделанной рыбы там не было. Предложил взять филе замороженной. Положили в корзину. Но тут супруга, общительный человек, разговорилась с кассиром. Кассирша ей сообщила, что дальше после моста слева будет рыбный магазин. Замороженное филе было отложено. Поблагодарили кассиршу, расплатились за остальное и поехали дальше.

Магазин нашли. В нем и ресторан. Купили 2 последних куска филе трески за 89 крон (кг стоил 99 крон). Вот этот магазин-ресторан.

Обратная дорога была такая же дождливая и облачная. Супруга даже первый раз на дорогах Норвегии периодически засыпала.

Приехали часам к 22 в кемпинг. Пожарили треску.

В домике оказалось ужасно холодно. Включили обогреватель (большой плюс контейнеру). Ночь прошла в тепле. Правда, в душе-туалете было прохладно.

Следующее утро оказалось хуже предыдущего. Если вчера дождь просто шел, то сейчас он просто лил, иногда переходя в накрапывание.

Начал размышлять о предстоящем маршруте поездки. Изначально была мысль поехать в сторону Harstad и дальше через паромную переправу на север. Но как-то после вчерашней поездки возвращаться опять по той же дороге мне расхотелось.

Изучив карту, принял решение объехать ближние фьорды по 825 и 141 дороге, выехав затем на трассу Е6 и вернуться в кемпинг.

Скажу сразу – это было правильное решение. Маршрут оказался чудесным. Проехали по практически нетуристическим местам, не встречая многочисленные кемперы, мотоциклистов и велосепидистов.

Сначала, отъехав 2.5 км, наткнулись на такое место. Табличка гласила, что это «Семь магических точек». Установлена гражданином Финляндии в 1994г.

И поехали дальше по пустынной дороге.

Наткнулись на удивительную долину водопадов.

 

В вечеру вернулись в кемпинг.

Надо было принимать кардинальное решение – куда ехать завтра?

Изначально, при планировании поездки, был план на обратном пути приехать в Кемь, чтобы посетить Соловецкие острова. И сделать это планировал из района города Skibotn. Оттуда удобный маршрут вдоль границы Швеции и Финляндии к погранпереходу с Карелией, от которого дорога ведет в Кемь.

Посещать Соловки по дороге в Мурманск мы отказались в связи с большим религиозным праздником в те дни, да и хотелось поскорее в Норвегии оказаться.

Но Норвегия нас затянула, и мы оказались западнее от Skibotn.

Кроме того, прогноз погоды на Соловках не внушал доверия. А из отчетов путешественников, было известно, что в случае непогоды есть большая вероятность не попасть на острова в связи с отменой рейсов теплоходов.

Ну, и еще один важный фактор был отказаться от посещения Соловков - это воспоминания об ужасной дороге между Кемью и Медвежьегорском с её ремонтами, гравийкой и реверсами.

Было принято решение – ехать в Сортавала, чтобы посетить Валаам. А в случае непогоды посетить водопады, горный парк Рускеала или просто рвануть в Питер и оттуда домой.

Изучение карты показало, что из кемпинга есть достаточно удобный маршрут через Швецию и Финляндию к границе с Россией с выездом прямо в Сортавала.

Дальнейшее изучение карты показало, что из района города Будё (чуть южнее него) тоже есть дорога через Швецию и Финляндию к границе с Россией с выездом прямо в Сортавала.

Решено. Остаемся еще на 1 день в Норвегии.

Нашел интересное место – Сальстраумен и какой-то знаменитый водоворот при нём. Изучил предложения Букинга. Нашел отель «Salstraumen Hotel». Забронировали номер (без предоплаты).

Поехали.

Едем себе, едем. И упираемся в паром!

Здорово, еще один вид путешествия по Норвегии освоили – переправа на пароме.

Переправа обошлась в 199 крон.

Едем дальше.

Перед одним из туннелей упираемся в очередь авто.

Стоим больше получаса. Тишина. На встречу тоже ни кто не едет.

У нас, в принципе номер забронирован, но как то неуютно становится.

Вдруг по встречке проезжает 3-4 попутные машины. Подумал, что и здесь «козлы» встречаются. Затем замечаю, что впереди из очереди выруливает самослав и тоже куда-то по встречке пошел.

Быстренько смотрю Мапс.ми и вижу впереди вправо какой-то отворот на дорогу, которая ведет вокруг горы, в которую мы уперлись.

Выруливую из очереди, проезжаю метров 200 и ухожу на эту дорогу.

Догоняю вот такой караван машин.

Дорога оказалась вполне проезжабельна. Иногда на серпантине не было места для разъезда со встречными, которых в прочем почти не было. Меня тоже спустя какое-то время догнал караван авто.

В итоге рано или поздно до отеля мы доехали.

Заплатили вместе с завтраком что-то в районе 1100 крон (умножаем на 8). Оказался самым дорогим местом ночевки.

Общей кухни не было. Зато в постоянном доступе бесплатный чай и кофеварка с молотым кофе.

Наш номер.

На ресепшн висела табличка с расписанием водоворотов. В 22.03 был ближайший. Сходили посмотреть. Честно говоря, не впечатлил.

В ресторане на ужин предлагался «шведский стол» за 299 крон. Отдавать почти 600 крон за еду не хотелось, да аппетита особо не было. Допил 2 банки пива из дьютика (они были размером 0.33). А 2 банки пива я презентовал в первый вечер в Kunes товарищу из Литвы, который помог нам с ночевкой.

Утро порадовало супругу вкуснейшим завтраком. Даже сама себе вафли сделала в вафельнице. Я к еде более равнодушен. Мне главное наличие вкусного кофе.

Поехали к границе со Швецией.

Свернули влево от фьордов в горы.

Первая встреча с горами меня обрадовала своими видами (напомнило Военно-грузинскую дорогу) и встревожила (а успею ли до вечера доехать до города Кеми в Финляндии).

Но быстро это прекратилось. Дорога ушла в долину. Появилось ограничение скорости 90 км/ч. На этом наше путешествие по горам Норвегии закончилось.

Показалась Швеция.

На границе со Швецией ни кого не увидели.

В районе ограничения скорости 30 км/ч было большое здание с парковкой и указанием красного коридора. К нам ни кто не вышел. Проехали мимо.

Вот и закончилась наша поездка по северу Норвегии и нашего Кольского полуострова.

Впереди была поездка через Швецию и Финляндию с ночевкой в странном мотеле в городе Кеми и походом в местный караоке-бар.

Посетили остров Валаам.

Посетили водопады, где снимались «А зори здесь тихие».

Погуляли по горному парку Рускеала.

Обогнули Ладожское озеро по дороге в сторону города Лодейное Поле.

Поймали между Лодейным Полем и Тихвином 60 км грунтовки с проезжающими лесовозами.

Был вечерний дождливый Тихвин и чудесное раннее утро (в 4.30) на центральной площади Вологды, абсолютно пустынной в это время.

И была нудная дождливая дорога от Вологды до дома.

 

Что касается поездки по Норвегии, то это было великолепно.

Не смотря на все катаклизмы погоды, не смотря на отсутствие пеших прогулок, не смотря на непосещение Нордкапа.

Такой формат путешествия мне понравился - каждый день за рулем по новым местам. Раньше после марш-броска до нужного места следовали 2-3 дня на осмысление и затем уже поездки по окрестностям.

Затраты на поездку мы особо не считали.

В дальних поездках на стоимость бензина тоже внимания не обращаем. Какая разница сколько стоит в этой стране бензин на разных заправках, если ты решил сюда приехать?

 

Сейчас, ради интереса, глянул в телефоне смс о покупке бензина и подсчитал.

Получилось 3094 норвежских крон. В рублях - в районе 24000руб.

Т.е., считая стоимость бензина по 16.5 крон, получаем примерно 187 литров бензина.

Пробег от дома до дома составил 7605км.

Из них по Норвегии в районе 3000км.

Учитывая, что при въезде в Норвегию был практически полный бак, прибавляем до первой заправки еще литров 40. Но и перед въездом в Швецию я тоже залил бак до полного. Так что эти 40 литров не учитываем.

Получается, средний расход бензина на Лада X-RAY за 3000км по дорогам Норвегии оказался в районе 7л на 100 км (по калькулятору 6.25л на 100км).

Может я неправильно подсчитал? Тогда поправьте.

Я давно заметил, что на скоростях в районе 90 км/ч на трассе моя машинка бензин просто нюхает.

 

Если прикинуть стоимость жилья, то получилось в сумме 3500 крон (включая 2 отеля с завтраками) + 13500руб за 3 ночевки в контейнере (стоимость в кронах не помню).

Итого в районе 40000руб жилье в Норвегии нам обошлось за 7 ночевок.

 

Про питание. В кафе и на заправках не питались. Супруга раза 3 жарила купленные сосиски (вкусные, кстати, дома эту гадость не ем) и 2 раза пожарила купленное на Лофотенах филе трески. Кушали бутерброды с сыром, колбасой, рыбой и зеленью. Каждый день в дорогу заливали в термос чай. Самый дорогой поход в магазин был в Киркенесе (около 4000 руб), затем раза 3 еще подзакупались колбасой, рыбой, сыром, молочкой и т.д.

 

 

Продолжение о моем путешествии.

В конце написал свои замечания размышления о поездке в северную Норвегию и не только.

 

Планируя маршрут, я совершенно не представлял, какие дороги меня ожидают. Исходя из этого, изучал предложения Букинга по всему маршруту до города Кеми в Финляндии.

Но, когда пересек границу со Швецией, понял, что вполне реально к вечеру прибыть в Кеми. Но пока бронировать гостиницу не стал, решил подождать, глянуть, что покажет дорога.

И так, дорога по Швеции.

Сначала была, так сказать, тундра. Температура около 6 градусов.

Дорога пошла вниз и стало теплеть.

Встретили и шведского оленя.

Поездка проходила спокойно. Ограничение скорости везде 90 км. Понял, что к вечеру успею доехать до Кеми. Решил бронировать гостиницу.

Еще вчера присмотрел 2 варианта ночевки. Зайдя в Букинг, увидел, что один из них опустел.

Жилье в Швеции и Финляндии, которое меня устраивало, не сказал бы, что было сильно дешевое. В нашем случае необходимо было просто переночевать и утром уезжать, т.е. комфорта особого не требовалось. Поэтому выбирал жилье не сильно пафосное.

В итоге решил бронировать «Aurora Motel» в Кеми по цене 3200руб за ночь. Правда, отзывы на Букинге меня маленько смущали. Какие-то они не однозначные были.

Супруга начала в своем профиле букинга бронирование и вдруг на моменте оплаты интернет завис. Надо же, подумали, в центре Швеции интернет отваливается в отличие от северной Норвегии.

Ладно, едем дальше, периодически проверяя интернет.

При подъезде к Лулео отсутствие интернета стало напрягать. Решил перегрузить настройки и тут мы получаем от родного Билайна то, что я писал в первой части отчета – типа, вы не можете раздавать интернет, а платите 50 руб в час за раздачу. Т.е. нам отрубили раздачу в тот момент, когда супруга нажимала кнопку «Бронировать». Вот совпадение.

С моего телефона забронировали и оплатили номер. В этом мотеле отсутствует ресепшн, все явки и пароли приходят на почту и смс. Из отзывов я помню, что кому то приходило письмо за 3 часа до заезда. Только вот до Кеми нам оставалось часа 2 езды. Задумался…

Ладно, на месте разберемся.

При въезде в Финляндию увидел радующие цифры ограничения скорости – 110 км/ч. Забыл уже за неделю, что на такой скорости ездить можно официально.

Приехали.

Входная дверь закрыта на кодовый звонок. На двери висит номер телефона.

Смотрим почту – ни каких писем с явками и паролями. В телефоне тоже пусто.

Пришлось звонить. Естественно Билайн тут же радостно сообщил, что с нас сняли 200руб и мы можем 20 мин бесплатно болтать по телефону.

Супруга попыталась на англ.языке объяснить ситуацию. Ей на чистом русском языке ответили, что сейчас всё будет. Сразу пришло письмо и смс.

Машину припарковали напротив, на бесплатной муниципальной стоянке, во внутреннем дворе мотеля стремно было.

Зашли в мотель. Поднялись к номеру. Дверь в номер оказалась прямо на общей кухоньке. Этих кухонь было 2 на этаже в разных концах. На кухне сидела, потягивая винцо и пиво, группа позитивных иностранцев. Перекинувшись с ними фразами, зашли в номер.

Номер оказался на 4-х, две комнаты с 2-мя кроватями. Санузел раздельный. В разных местах туалет и душ. Двери в них раздвижные (гармошка). Как и писали в отчете на букинге – из туалета после его посещения, извините, здорово пахло в комнату.

В душе раковины не было. Раковина низко в туалете близко от унитаза. Крупному человеку на унитазе, не свернув раковину, комфортно не поместиться.

Супруга назвала этот мотель ночлежкой.

Интернет, правда, работал нормально.

Ну, что ж, и такое тоже надо испытать в путешествии.

Поинтересовались у иностранцев на тему, а где они вино и пиво взяли (наше из дьютика кончилось)? Ответ – за углом в магазине. Пошли. Опоздали на 5 мин. В 21ч всё закрылось.

Рядом находились 2 заведения – пиццерия и караоке-бар. Зашли в караоке-бар. На вынос пиво не дают. Остались. Взяли 2 кружки разливного пива по цене за обе 11.60 евро.

Сели на диванчик. Гремит музыка, сопровождаемая поющей в микрофон финкой. Помните, у нас в начале 2000-х полно таких караок было?

Кругом все абсолютно нетрезвые. Напротив фин вообще ни какой сидит. Стоят 2 игральных автомата, за которым финка играет. Но всё как то забавно, отрицательных эмоций не вызывает. Вдруг услышали знакомую мелодию и увидели на экране финские титры к песне «Московских окон негасимый свет». Финка сопровождала мелодию исполнением песни.

Прочитал в интернете, что в Финляндии, накануне, с пятницы на субботу, был какой-то самый пьяный день в году, типа праздник. Сегодня вечер понедельника. С пятницы, что ли гудят?

Поддержали всеобщую атмосферу – взяли еще 2 пива.

Спалось нормально.

Утром забронировали гостиницу в Сортавала. Она так и называется «Сортавала». При бронировании номеров в этой гостинице обращайте внимание на описание номера. Есть номера с общим душем и туалетом на 2 номера. Мы забронировали с душем и туалетом в номере.

Поехали в сторону нашей границы.

Но перед этим решили глянуть на Ботнический залив. Нашел на карте по маршруту кемпинг «Merihelmi».

Погуляли. Попили кофе. Купил упаковку из 4-х банок темного пива размером 0.5. Надо ж чего-то из Финляндии привезти.

Светит солнышко. Тепло. Едем к границе.

Свернули на заправку. На заправке понравился ресторанчик, вкусно пахло.

Решили покушать. Функционировал «шведский стол». Накладываешь на тарелки и оплачиваешь на кассе 10.90 евро. Т.е. покушали на двоих за 21.80 евро. Вполне достойно и вкусно. Рекомендую эту сеть заправок, они нам еще встречались по дороге.

Финляндия.

При приближении границы стало тревожно. Небо затянуло облаками. Вскоре пошел дождь (привезли с собой из Норвегии).

Границу проходили под дождем.

Ни у финнов, ни у наших вопросов к нам не было. В авто не копались. Наши только, как обычно, заставили открыть все двери и капот. Минут за 30 прошли.

Дорога почти от самой границы до поворота на парк Рускеала оказалась в ремонте, в масштабном. Несколько реверсов, вспомнил ремонты между Медвежьегорском и Кемью. Но мы особо не спешили, гостиница забронирована.

Парковка (бесплатная) у гостиницы была забита, но мне место нашлось. Оплатили номер без завтрака. Обошлось в 7200руб за 2 ночи.

Номер оказался как номер, ни чего такого. Душ без бортиков. Вода разливается до унитаза. Телевизор показывает. А вот самый большой и жирный минус – это отсутствие интернета в комнате. Т.е. ни сидя за столиком, ни лежа на кровати, вай-фай не поймаешь. При чем и мобильный интернет показывал «Е». Засада. Стены что ли у них из железобетона? А в душевой и у входной двери всё прекрасно работало.

Спустились в ресторан. Поужинали вполне нормально. Обошлось вместе со спиртным (2 бокала вина и 150 водки) в 2400руб с копейками. Правда, на следующий день супруге ужин не понравился. Повара что ли сменились?

Утром погода обрадовала отсутствием дождя. Быстренько собрались и к 8 утра были на пристани, чтобы посетить Валаам.

А вот в Сортавале с этим может быть засада.

На Валаам из Сортавала ходят 2 судна, типа Метеор. Заранее билеты на него не продают. Вернее продают, но только организованным туристическим группам.

Что делать самостоятельному путешественнику?

3 варианта:

1. Купить экскурсию в зеленой будке у пристани. За 3600руб с человека.

2. Стоять у метеора и ждать пока загрузятся все туристические группы. Затем выйдет капитан и продаст оставшиеся места. Билет туда-обратно стоит 2400руб с человека.

3. Договариваться с капитанами катеров, которые пришвартованы у пристани. Цена договорная.

Заранее зная всё это, и притащил супругу на пристань к 8 утра. Из желающих отплыть мы оказались первыми. Охранник на пристани поведал, что сегодня будет только 1 метеор. Затем разрешил супруге и еще одной подошедшей за нами женщине пройти к капитану, узнать обстановку. Вернувшись, поведали, что метеор забит под завязку, мест нет, но наверняка какие-то группы будут неполными согласно списку и места нам найдутся.

Я сходил в зеленую будку с экскурсиями. На сегодня, поведала продавец, осталось 1 место. Двоим на него ни как нельзя.

Вернулся на пристань. Супруга чего то объясняет по английски задумчивому французу. Народу собралось уже прилично. Полно иностранцев.

Затем супруга тихо мне говорит, что охранник предлагает отбыть на Валаам и обратно на частном катере, вмещающем 5 человек. Еще троих желающих супруга нашла. Стоить это будет 3000руб с человека. На острове катер дает гулять 5 часов.

В общем, согласились и вышли впятером из толпы в сторонку на другую пристань. Хотелось пить (забыл заранее купить воду). Обежал всё вокруг и метров на 300 от пристани – магазина не нашел.

Спустя минут 10, подошел катер-красавец. В хорошем смысле красавец. Современный, быстрый, оборудованный всем необходимым. Капитан раздал нам спасжилеты и мы отплыли раньше метеора.

Капитан представился. Он бывший замполит, а теперь работает экскурсоводом, раздал свою визитку. Поведал нам, что не просто довезет туда-обратно, но и расскажет и покажет то, что не дает поездка на метеоре. Мы пройдем по внутреннему озеру, дойдем до Красного скита, а если не устанем и захотим, то на обратном пути пройдем между всякими островками. Стоить этот проход на обратном пути будет еще 250руб с человека и займет плюс 1 час. Сейчас деньги давать не надо, вся оплата по возвращении в Сортавала.

После прохода по внутреннему озеру, мы причалили к пристани. Капитан обменялся номарами телефонов и отпустил нас на 5 часов. Тихо посоветовал взять таксиста, который за 2000руб (чем больше людей наберется, тем дешевле с человека, машина вмещала до 10 чел) за 1 час провезет по всем доступным для транспорта скитам.

Наши попутчики по катеру не захотели, а мы и не настаивали. Мы купили за 100руб карту-схему скитов. Решили прогуляться по лесу до самого дальнего Смоленского скита, который видели с катера (выше его фотография). Затем супруга хотела посетить монастырь (я к религии равнодушен).

Это решение было нашей большой ошибкой.

Видимо, соскучившись по пешим прогулкам, не осознали расстояние и временные рамки. Надо было брать такси, либо взять напрокат велосипеды с электромоторчиком, которые рядом давали напрокат. К сожалению, не узнал потом их стоимость проката.

Закупив в монастырской лавке воду и выпечку (вкусной оказалась) тронулись в путь длиной 5км в одну сторону.

Дорога оказалась не пешеходной тропинкой, а грунтовкой, по которой проезжали машины с туристами и велосипедисты. Кроме того, остров то оказался холмистым, дорога шла вверх-вниз с иногда достаточно крутыми и затяжными для пешехода расстояниями.

Через 3км дошли до мужского скита, в который женщин ни когда не пускают, кроме 1 дня в году.

Еще через 2 км дошли до цели – Смоленский скит.

Пока супруга была в храме, я сидел на высоком берегу и созерцал окрестности.

Сидение на высоком берегу приносило еще одну радость – отсутствие комаров. Прогулка 5км до скита, кроме подъемов и спусков, несла еще одну неприятность – это комары. На ходу еще ни чего, но стоит остановиться, как они атакуют.

Глянув на часы, мы в режиме ошпаренной кошки рванули обратно, чтобы супруга успела сходить в монастырь.

Дошли обратно. На посещение монастыря у супруги оставалось 1ч20мин.

Прямо перед входом в монастырь находится продуктовый магазин со всем необходимым. А я думал, что на таком святом острове «сухой закон». Купил (по совету капитана) супруге местного твердого (именно твердый советовал капитан) фермерского сыра. Взял себе баночку холодного пива и уединился в сторонке у кромки воды.

Сидя в интернете с банкой пива, время пролетело не заметно, и мы отправили назад с посещением Красного скита и островков.

Довольные и усталые (блин, надо было велосипед брать) мы прибыли в гостиницу. Сходили в ресторан поужинать. Супруге ужин не особо понравился.

Утром быстренько собрались и отправились к водопадам, где снимали «А зори здесь тихие».

Полдесятого были на месте. Осмотр стоит 200 руб. Пенсионерам скидка – 100руб. Супруга воспользовалась этим. Оплата только наличными.

Видимо из-за дождей вода была желтоватая и скапливалась пена.

Слева камень, с которого в фильме Женя Камелькова ныряла. А справа камень, с которого она старшину в воду уронила. Жаль вода непрозрачная, как в фильме, да и заросло.

Прибыли через 5км от водопадов горный парк Рускеала.

Стоимость входного билета не помню. То ли 200руб, то ли 300руб. Но пенсионерам точно скидок нет. Платить можно картой.

Этот парк скорее не место для созерцания природы, а парк развлечений. Можно взять напрокат лодку, сходить на экскурсию по пещерам, прокатиться над озером по канату, прыгнуть вниз на канате и т.д.

Покушали в столовой-ресторане (в районе 1000руб с копейками за двоих – первое, второе, третье) и тронулись в сторону дома кривым путем.

По нашей традиции полил дождь, который всю дорогу до дома, то лил, то капал, то прекращался.

Обдумывая дорогу домой, решил не искать легких путей.

Конечно, через объездную Питера по М11 ближе всего. Но это не интересно. По М11 ездил десятки раз, скучно.

Решил объехать Ладожское озеро с севера до Лодейного Поля. Затем уйти на Тихвин, заглянуть в Вологду и там по прямой, не заезжая на МКАД, в г.Королев.

Поехали.

Дальше будет мало фоток с дороги. Дело в том, что супруга свой телефон уже забила фотками. А мой висел в качестве навигатора. Не столько навигатор мне нужен был, сколько интересно было отслеживать количество оставшихся км. Фотоаппарат мы еще не разобрали. Первый пыл после дороги угас, теперь надо собраться, чтоб рассортировать тыщи снимков.

Попрощались с Ладожским озером.

Знаменитый мост в Лодейном Поле, который разводят с 8.50 до 10.50, чтоб пропустить скопившиеся на реке Свирь плавсредства. Говорят, бывают гигантские пробки из-за этого.

А дальше, спустя 30км нас ждала засада.

Вот она. Примерно 60км грунтовки с лесовозами.

Конечно, сам виноват. Мог бы поехать до Тихвина по трассе Кола и уйти на дорогу А-114. Но мы же не ищем легких путей.

Вечером, в районе 21ч, прибыли в Тихвин. Доехали до церкви и монастыря. Дождь зарядил крепенько.

На выезде из Тихвина на газпромовской заправке перекусили и тронулись в Вологду. Супруга заснула. Трасса была пустынна. Шел дождик. Вдруг стемнело. Первый раз за почти 2 недели увидел ночь. Воспользовавшись этим, поспал часа 1.5 на какой-то стоянке.

В 4.30 утра приехали в центр Вологды.

Вставало солнце, небо еще было чистое, но было холодно. Встретили только собачника и видели рыбаков. 2 патрульных полицейских сидели на скамеечке в парке. Больше ни кого.

Дальше была нудная, дождливая дорога домой.

Примерно такая.

Барометр дома показывал пониженное давление.

Пиво, купленное в Финляндии, оказалось с азотным шариком внутри. Из банки пить не так вкусно. В бокале получается замечательно.

Повторяю, что написал выше.

Пройдено за 2 недели 7605км. Из них по северу Норвегии около 3000км.

 

Спасибо всем, кто прочитал до конца.

 

P.S.

Мои замечания и размышления о поездке.

 

Еще раз про интернет и мобильную связь.

Перед поездкой в Норвегию узнал, что купить симку для связи и интернета в Норвегии практически не реально. Для активации симки требуется ввести ID.

Узнал, что купленные в Финляндии симки некоторых операторов, вполне реально можно использовать для мобильного интернета в Норвегии. И стоят они разумные деньги. Но, изучив на сайте финского оператора их пункты продаж, увидел, что вблизи норвежской границы, где буду проезжать, таких пунктов продаж нет. Это была одной из причин почему не стал заезжать в финский городок Нейден.

Конечно, если бы поехал в Норвегию по первоначальному плану, через Хельсинки и на север, то попробовал бы приобрести такую симку.

В итоге решил пользоваться интернетом от родного Билайна за 350руб в сутки. В прошлом году при поездке в г.Карлсруэ в Германии гам этого интернета вполне хватало. Но, как писал выше, в этом году Билайн быстренько прибавлял еще 99руб к 350руб. Да еще и опомнился и отрубил мне в Швеции раздачу интернета. Но все равно, странно экономить 450руб в сутки, если платишь за бензин по 120руб за 1 литр, да еще и ночевки оплачиваешь по 5000руб и выше за ночь.

На дорогах северной Норвегии нам мобильный интернет почти всегда показывал «LTE», редко «3G» и совсем уж редко «Е».

 

Про проживание и питание.

Из отчетов опытных путешественников по Норвегии узнал, что надо с собой взять комплект постельного белья и по возможности одеяла – очень полезный совет. Комплект с одеялами нам даже пригодился в России по дороге в Мурманск, когда ночевал на полу в одноместном номере.

Был подготовлен к тому, что придется жить в домике без удобств с общим санузлом и платным душем. Но после первой ночевки со всеми удобствами я, прикинув наш бюджет, решил дальше по возможности отказываться от предложений ночевки без удобств. Зябко мне стало, когда утром в кемпинге Orderfjord на холодном ветру люди с полотенцами двигались в сторону душа.

Но чтоб ночевать с удобствами, надо платить в Норвегии хорошие деньги. И не думать о том, что в Праге, Париже и т.д. я б за такие деньги в хоромах жил.

Кроме обычного комплекта посуды, взяли с собой маленький электрочайник и небольшую сковородку. Сковородка пригодилась, когда мы жили в контейнере. Супруга захотела жарить рыбу почему то на нашей сковородке.

Электрочайник пригодился в заключительную ночь в Норвегии, где не было общей кухни. Нам надо было заварить чаем термос. По той же причине пригодился чайник в гостинице Сортавала.

Как уже писал выше в кафе и на заправках в Норвегии мы не питались. Не то, чтобы мы жадные. Но увидев на заправке цены на ту еду, не самую полезную конечно, которую мы покупаем на заправках в России, как то расхотелось переплачивать в 3-4 раза.

В кафе не питались по причине того, что жалко было в поездках по красивым местам тратить время на еду, еще и тратя на это не самые маленькие деньги. А по вечерам и утрам в кемпинге достаточно было того, что купили в магазинах.

Зная из отчетов, что в магазинах Норвегии цены на продукты нас удивят не самым лучшим образом, были готовы к этому. Но, в Киркинесе, в первом магазине цены нас не поразили. Может быть, потому что мы жители ближнего Подмосковья, практически москвичи? Жителям других регионов наверно сложнее видеть такие цены.

В итоге не стали особо (но в разумных пределах) приглядываться к стоимости того, что нам хочется купить, чтоб вкусно покушать. Сыр нарезка, рыба нарезка, сырокопченая колбаса нарезка, салаты микс, йогурты, пакетики с растворимой кашкой, сосиски для жарки, хлеб какой то особый для супруги, печенюжки опять же для супруги, упаковки надрезанных пополам булочек для меня (очень вкусные мне показались) и т.д. Мы даже чай решили с собой не везти. Захотелось попробовать из норвежских магазинов чай, который здесь покупаем. А кофе растворимый и упаковка кускового сахара у нас оставались из поездки в Германию. Там мы тоже специально местные покупали.

Купил себе, ради интереса, 2 разных стакана пасты по-итальянски (макароны), которые кипятком заливают. Оказалось вполне съедобно.

Вот чего жаба полностью задушила, так это покупка вяленой рыбы на Лофотенах. Чего то совсем цена негуманная была за маленькую упаковку этой рыбы.

Алкоголь в Норвегии мы не покупали. Нам хватило того, что в дьютике взяли. Видел в магазине Extra в продаже пиво (другой алкоголь не видел), но к цене не приглядывался.

Закупались в магазинах сети Extra. Были и в сети магазинов Remi-1000. Extra нам больше приглянулась.

Но это потому что мы были вдвоём. Если бы наша семья в поездке по Норвегии состояла из 3-4 человек, еще из детьми, возможно мы не смогли бы позволить себе такое проживание и питание.

 

Про дороги.

Напомню наш маршрут по Швеции и Финляндии.

Поэтом писать буду только о тех местах, что видели своими глазами.

Дороги Швеции меня не впечатлили. Ожидал большего.

Особо разочаровался горным участком. После горного серпантина в Норвегии перед границей предвкушал подобное и в Швеции. Но видимо в той части Швеции горы не те. Дорога шла по долине, ограничение скорости 90, длинные прямые участки, плавные повороты. Скукота. Разве что в начале, на высоте, тундровый район внимание привлек.

А дальше ехали будто по просторам нашей Родины. Абсолютно такие же деревья, трава, дорога с ямочным ремонтом колеи. Супруга сказала, что по количеству берез на единицу площади, Швеция превосходит Россию. Думаю, что это спорное утверждение.

Вдоль дороги регулярно были парковки для отдыха, в том числе и с туалетами. На заправки в Швеции не заезжал.

Финляндия в первую очередь обрадовала меня ограничением скорости 110. Это ограничение почти всегда было до самой границы. Качество дороги было отличное.

Природа вдоль дороги была такая же, что у нас, деревья, цветы, трава и т.д. Но что-то было не так. Не было ощущения как в Швеции, что едешь по России.

Как писал выше, понравилась сеть заправок ABC своим ресторанчиком.

А вот пред границей с Россией получили от финов плюху. Решили километров за 40 от границы для профилактики заехать в туалет на заправке. И видим плакатик на русском языке, типа туалет только для покупателей заправки, остальные заплатите 1 евро. Почему то это меня сильно огорчило. Мелочь европейская у меня была. Но из принципа развернулся и уехал.

Этот пропускной пункт с Карелией ведь не такой загруженный как в сторону Питера. По дороге ближе к границе 2-3 авто с российскими номерами навстречу попались. Неужели жители Карелии так сильно гадят, что фины на заправках такие плакаты вешают?

 

Особых языковых проблем у нас не было.

Супруга не много владеет разговорным английским (в командировках в США освоила). Этого вполне хватило для общения.

В принципе, если б я был один, то тоже справился. На заправках всё понятно - говоришь по английски номер колонки и показываешь карту для оплаты. А для общения на ресепшн в кемпингах достаточно выучить фразы типа, "у вас есть свободный домик (номер)", "нам не нужен комплект белья" и тому подобное. В магазинах же на кассе молча прикладываешь (всовываешь) карту и говоришь по английски "Спасибо".

Ну, и не забывать говорить приветственное слово на заправках, ресепшн, в магазинах.

 

Дороги северной Норвегии это что-то. красота вокруг впечатляет.

Горные серпантины, типа военно-грузинской дороги или участка Туапсе-Сочи, с «тещиными языками» поворотами на 180 градусов отсутствуют. По крайней мере, мне не попадались. Хотя 1 место было подобное. Вот только не помню где. Затруднений не вызвало.

Повороты на серпантинах плавные, подъемы затяжные, а не короткие крутые. Разве что дороги 98, 825 и 141 отличались от обычных туристических трасс.

Ограничение скорости на трассе, как правило, 80. На трассе Е6 есть участки с ограничением 90. Проехать населенный пункт, не сбросив скорость, не возможно. Везде сразу появляются знаки 50, 40, иногда 30 перед лежащими полицейскими.

Камеры видеофиксации установлены высоко, не прячутся. Как правило, есть предупреждения о них. Один раз в небольшом населенном пункте встречная авто мигнула мне фарами. Впереди оказался мужик, сидящий на корточках у треноги, который фоткал проезжающие авто.

Поразило на дорогах северной Норвегии количество кемперов, мотоциклистов и велосипедистов.

Велосипедисты вообще какие то отморозки. Взбираться по горной дороге на нагруженном велике под дождем при температуре иногда 6-7 градусов? Я на такое не способен.

Обгонять велосипедистов нужно строго не ближе 1.5 метров от них. Иногда на встречке останавливались авто, чтобы дождаться моего проезда, т.к. перед ними ехал велосипедист. Сам в такую ситуацию не попадал, всегда при обгоне велосипедистов у меня встречки не было.

Особенный сюр был в знаменитом длинном туннеле к Нордкапу, который под морем проходит и имеет достаточно крутой спуск и подъем. В машине то неуютно становится. А тут в полумраке туннеля видишь караван велосипедистов заползающих в подъем. Дрожь пробивает.

Кстати, о туннелях, не забудьте, если у вас ДХО, переключить ближний свет в режим Auto.

В северной Норвегии мне попадались 3 типа заправки:

  1. Автоматическая. Когда платишь картой, и на счету блокируется 1500 крон. Возврат средств происходит позже, в зависимости от банка, в котором выпущена карта.
  2. Заправка, над бензоколонкой которой, выбираешь на терминале способ оплаты – картой или в магазине. Такая же мне и в Финляндии попалась.
  3. Заправка с одним шлангом на 2 типа бензина, 95 или 98. Нужно нажать на кнопку с соответствующей цифрой.

 

В Норвегию можно и нужно ездить на своей машине!

Вот такие мои размышления о поездке.