Мальта-2. Трафик. Буквы. Римейк? Сиквел?

Но вторая серия завсегда хуже первой, закон жанра. Фотками узких улочек-церквей-дворцов утомлять не буду, это всё в путеводителе есть. Попытаюсь живой рассказ сделать.

Подошло время отдохнуть, а в Египте полный раздрай. Пришлось обратить мысель к другим местам и самым привлекательным из легко достижимых оказалась Мальта, на которой мы не были 5 лет. Следуя композиционной канве прошлого отчёта, сначала полагается побрюзжать насчёт гостиницы и сервиса. Отель выбирался из соображений - мне поближе к ДЦ, жене поближе к морю. А так уж сложилась жизнь, что за это время все мои мальтийские друзья оказались в одном дайв-центре, Subway Ольги Пельше в городе Буджибба. Таковым отелем оказался Primera 3*. Мне 50 метров, жене 100. Фотка сделана практически со ступеней ДЦ.


http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619370.jpg

Вид с нашего балкончика налево

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619368.jpg

и направо

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619369.jpg

Гостиничка в принципе чистенькая. Бельишко белоснежность утратило лет 10 назад, что бросалось в глаза на фоне кафеля, водичка текла так себе, но на помыться напора худо-бедно хватало. С заселением промурыжили до 14:30 (прибыли на ресепшен где-то около 10). При этом туалет при ресепшене не работал - потоп-с приключился-c. Нам, слава богу, было куда зайти (ДЦ-то через дорогу). Я, воспользовавшись паузой, снарягу раскидал, заполнил докУменты, договорился на завтра. Сходили поесть. Но жарко в штанах-то. На просьбы ускорить заселение девачка на ресепшене, томно помавая ресницами, ответствовала, что номер наш ещё не убран. А прибраться в нём побыстрее нет никакой возможности, ибо он посередине коридора. А убирает горничная по порядку, двигаясь от одного конца оного коридора к другому. А ежели её заставить изменить порядок, то она собъётся, запутается и в конце концов сядет на свою тележку, заплачет и больше вааще ничего сегодня не уберёт. В дальнейшем сервис проистекал в той же неспешной манере. Холодильник вот я в номер заказал, как только вошли и раскидали вещи. Девачка сказала что уже поздно (14:30), что технический персонал весь уже разбежался, но она запишет в спициятельную тетрадочку и его прикатят завтра. На завтра у меня с утра уже были назначены погружения. Вернулся около двух — нет холодильника. На ресепшене сидит уже мальчик. Технический персонал уже опять в загуле, в тетрадочку он посмотреть забыл, но он обязательно в неё запишет на завтра следующему мальчику. На завтра у меня был по дайвингу перекур (погружения в неинтересном для меня месте). Часов в 9 прихожу к следующему мальчику. Холодильник где, мля? Какой-такой холодильник? У мну ничего не записано... Ой. Нет. Записано, аж два раза. Ну надо же... Ща будет. Прикатывает следующий мальтиец. Нечто на трёх ножках. Заваливающееся, разумеется, в направлении четвёртой. Явно бывший минибар. В смысле дверца без ключа не захлопывается, отлипает. Но ключа нет. Сэр, у вас есть монетка в цент или два? Нет, это не мне, сэр. Это чтоб холодильник закрывать-открывать. Ладно, х с ним, мы ж таки русские.

Розетки. Это отдельная песня. Мало того, что они все ездять по встречке и руль у них в бардачке, так и розетки у них британского стандарту. Тоиссь, трёхпалые и дырки зашторены наглухо пластиком. Тоиссь, нормальну двухпальцову вилку тудыть хрен засунешь. Причём верхний палец на землю самый длинный и именно он при засовывании поднимает шторку для двух нижних рабочих. Переходник надо брать на ресепшене за 4 еврея. Но мы ж русские. Мы ж не тупые европейцы. Берётся зубочистка, тыкается в верхнюю дырку и — вуаля, нижние две открываются для нормальной вилки. Но. У нас в номере, судя по всему, какой-то мускулистый европеец в самую удобную розетку пытался что-то тупо вонзить в нижние дырки, не трогая верхнюю. Безуспешно, разумеется. Но пластик прогнут так, что уже не в состоянии сдвинуться и открыться даже с британской вилкой, не говоря уж о зубочистке. Пришлось телефоны заряжать через розетку под кроватью. Розетки ж всегда и везде в самых неудобных местах. У мну и дома и даже на даче, где, казалось бы, всё продумывалось, та же херня. Всё на удлинителях. Да. А ещё у нас в нумере, акромя кондея, был на потолке пропеллер. Но не крутился. А в один прекрасный день благоверной моей приспичило испить чаю в нумере. Для чего кипятильник у ей с собой был. Мы ж русские. Укуплен был в универсаме чай в пакетиках по такому случаю (суперский чай на самом деле), кипятильник погружен в кружку, привезённу из дому (стаканов в нумере не предусмотрено), я ползаю с зубочисткой под кроватью у розетки, в которой прекрасно заряжались телефоны, тыкаю... чай не кипит. Зато начинает крутиться пропеллер. Вот же мля, чудо враждебной техники...

А ещё одна розетка была, не поверите, в шкафу, за стопкой одеял. По жизни в неё был воткнут фен. Тоже прикольно. Тоиссь, помылася тетёнька (мужикам-то он нах не упал) в ванной, а чтоб сушиться, должна итить в комнату, открывать ящик стола, в коем лежит фен, и, изогнувшись ака нага, сиречь змея, сушиться, ибо провод короткий, внатяг, уходит в заднюю стенку ящика и там через стенку шкафа выходит и воткнут в розетку. В коей есть вторая дырка. Воткнули мы кипятильник в эту дырку, пропеллер не закрутился, чай закипел. Жена ржот — нормальные люди в шкафу любовников прячут, а Невские чай кипятят.

На третий день приказал долго жить кондей. В смысле — когда мы пришли, он был установлен на 22 Цельсия и работал. А тут перестал. Подёргав и покрутив всё, что на ём дергалось и крутилось, я, как я есть кандидат технических наук, пришёл к выводу, что наипнулася термопара. Тоиссь, если выкрутить регулятор на 0 Цельсиев, он таки включается и дует. Рассудив, что любой дефект склонен к прогрессированию и дальше ему может потребоваться для влючения не 0, а минус 10, коих на шкале нет, я обратился за помощью, то бишь, обратил внимание вновь появившейся на ресепшене девачки с ресницами на то, что кондей у нас не работает. Что было записано в уже знакомую спициятельную тетрадочку. На следующий день, видючи, что всё течёт, но ничего не меняется, начинаю приставать к девачке — дык когда починют-то. Ответствует, всё так же томно хлопая ресницами — ах, отстань, ну не знаю я, когда-нибудь да починют. Тут уже взъерепенилась благоверная и позвонила гиду от встречавшего туроператора. Не мальтиец, кстати, болгарин, классный мужик, деловой, конкретный, всю инфу по маршрутам транспорта, где-чего-куда-как выложил сразу без воды при первой же встрече. Бойко зовут. Ответ по СМС через три минуты — я связался с главным менеджером отеля, починят в течение двух часов. Реально через полчаса появляется мужик в синей майке с надписями, крутит-вертит что я крутил-вертел, говорит — дык таки включается же. Я ему — дык навернулась термопара-то, поменяй. Данунах, когда перестанет включаться, вызывай. Но девачка с нами здороваться перестала.

То же и в кабаке. Мы облюбовали Викторию на главной туристической площади Будджиббы
(вот этой, в смысле площади)

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619332.jpg

Очень вкусно, но очень много. Заказывая порцию, надо иметь в виду, что это на двоих нормальных людей. Причём мальтийцы искренне удивляются, когда просишь два комплекта приборов. И могут принести сначала второе, потом суп, могут час ничо не нести, могут пиво принести на десерт. В прошлый раз мы кормились преимущественно в одном и том же ресторанчике в Сент-Джулиансе и нас обслуживала болгарка, Лина, ничего такого не случалось. Слава Аллаху, в Виктории работают латышка и хохлушка, мы довольно быстро сориентировались, что дело надо иметь именно с ними. А про мальтийцев у меня окончательно сложилось впечатление, что это ээээссссттттоооннннццццыыыы южной Европы.

Буджибба — город молодой по сравнению с Валеттой, Слимой и Сент-Джулиансом. То есть, может, там и жили когда-то неандертальцы, но ни от них, ни от средневековья там почти ничего не осталось. Две церкви и совершенно случайно я нашёл заброшенный разваливающийся дом явно старше меня. Остальное — кубическая архитектура второй половины ХыХы века. Дома я бы сказал — хрущобы. Только не панельные, а из песчаника, который резво набирает воду из атмосфэры, зарастает грибком и трескается. Есть райончик вилл, стилизованных под позднебританское присутствие, с микросадиками, амурчиками/нимфейчиками/лёвушками со щитами. Хорошая набережная, с парапетом, лавочками и кой-какой зеленью, но до Слимы с шикарной набережной бульварного типа далеко. Мы жили практически в центре. Как я уже говорил в прошлый раз, там границы городов проходят по осевой на улицах. Буджибба — это самый центр залива Святого Павла, восточнее неё Qawra, которую наши экскурсоводы читают Кавра, а на самом деле она Аура - первая Q в мальтийском не читается. Западнее Город Святого Павла. Фактически это всё единое целое на берегу залива Святого Павла. И в заливе Святого Павла есть остров Святого Павла, на котором присутствуют развалины часовни Святого Павла и большая, круглосуточно подсвечиваемая, статУя Святого Павла. Одна из двух упомянутых церквей тоже Святого Павла, и она реально древняя. Как-то я около ней всё время оказывался без фотика. Но в принципе снимать нечего — 10х10х10. С крестом вместе. Таблички на 15 языках, включая русский, установленную РПЦ. Отчего же здесь так много Святого Павла? Попытаюсь повторить изложение Серёги Маркова с собственными искажениями впридачу.
____________

Где-то лет через 20 после вознесения Христа Павел (тогда ещё не святой) чего-то там накосячил с пропагандой христианства. Видимо, переборщил малость. То ли в многострадальной Евриейии, то ли ещё где в северной Африке. И его решили водрузить на крест вслед за Учителем. Но Павел (тогда ещё не святой) запротестовал. Я, грит, гражданин Римской Империи (а это тогда было как нынче Штаты) и в гробу я видал ваши законы. Желаю быть судимым в метрополии. Против Обамы, то есть тьфу, Тиберия, не попрёшь. Погрузили его на корабль и повезли в Рим. А тут и вмешалось Провидение. И корабль разбился об энтот самый остров в полукилометре от Мальты. И уси супостаты потопли, а Павел (тогда ещё не святой) выбрался на энтот островок. Как раз там, где теперь статУя стоит. Поутру, почесав репу, и поняв, что есть-пить на этом клочке суши нечего, Павел (тогда ещё не святой) вплавь добрался до Мальты. И вышел на берег как раз там, где нынче церковь стоит. Там к нему сбежалась толпа аборигенов (то ли ещё финикийцев, то ли уже арабов), которая почему-то привокла всех своих болящих. Коих Павел (тогда ещё не святой) всех манагановенно вылечил. Но тут его кусила гадюка. Павел (тогда ещё не святой) сильно обиделся и бросил её в костёр. С тех пор на Мальте нет ядовитых змей. А весь яд ушёл на языки мальтийских женщин. Павлу же (тогда ещё не святому) аборигены снарядили корабль и отправили в море. Куда он возжелал, но явно не на суд в метрополию.
________________

Вот примерно так с Серёгой на погружения и едешь. Всю дорогу в таком стиле байки травит про всё, что видим. Экскурсоводы за денешку нервно курят в сторонке.

Зато в Буджиббе, в отличие от урбанистического северо-востока, есть пляж. Песчаный. Но по краю моря камень и вход по лесенкам. Песок каждую весну привозят из Туниса, каждую зиму его волна во время штормов смывает и складывает метров на 150 западнее. Где спокойно можно по нему в море войтить. Но без зонтиков и прочей цивилизации. Ну, то есть, природа сама решает, где ему следует быть, Но эст... то есть тьфу, мальтийцы, народ упорный. Весной опять привозят и сыплют где им хочется чтоб было. Кстате, аккурат у еврейского кошерного ресторана Chabad на набережной. Хозяин живёт в элитном доме рядом с нашей гостиницей, на вид 40 ещё нет, но с длинной бородой, в любую жару в чорной тройке, чорной шляпе, чорных лаковых туфлях, белой рубашке и белых носочках. В первый раз увидел — подумал синагога рядом. Сказали — нет, вот он один здесь такой упёртый.

Кстати, под этой набережной (в смысле под гулящей и проезжей частью) находятся гаражи, типа как в подземельи. Ворота со стороны моря. По назначению используется процентов 20 вместе с хранением катеров-лодок, остальное — дачи. В смысле мне хочется думать, что это таки дачи, а не основное место проживания. Патамушта даже при мне их пару дней заливало, а реальные шторма ещё впереди. А так — над воротами навес, столик-стульчики, в открытые ворота видно кухню с неплохой мебелью, на задней стене видно двери в спальни, ребятишки кургузятся.

Что изменилось на Мальте за 5 лет с предыдущего визита. Пешеходов стали пропускать гораздо менее охотно :( Исчезли 20+ летние Шкоды. Превалируют свежие Пыжики, но много и Тойот, и как ни странно, BMW. Разогнаться-то там категорически негде, дороги узкие, прямых участков длинней 300 метров считай что и нет. И ваще весь остров 24 км в длину. Попадались и свежие Мерины, немало Ситроенов, видал даже одного 911-го. Около нашего отеля часто тёрся Меган-кабриолет, с номером MURKA, услаждавший окрестности чиста русским репом на всю катушку. За рулём соплячок субтильный, на взгляд меньше 20. Блатные номера там дёшево, три буквы серии 500 евреев, чо хош вместо номера — 1000.

Встречаются на улицах и раритеты, но редко

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619373.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619374.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619376.jpg


И даже разок двухпалубное судно. Ехало правда не своим ходом и в сопровождении полиции

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619338.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619378.jpg

Два мужика наверху палками провода приподнимали.

И даже паровоз

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619367.jpg

Вру, паровоз не ездил :)

Недвижимость во время кризиса не сильно упала, процентов на 5-7. Квартиры начинаются от 60 килоевреев, приличные (по местным меркам) от 100. Но — минимальная площадь начинается от 100 метров, это кухнегостиная, две спальни, один санузел. Ну и от района зависит. Появились, после североафриканской весны и интервенции в Ливии, не так чтоб много, но бросаются в глаза, негры, то есть тьфу, афроафриканцы. Президент, парламент и народ в целом находятся в готовности нумер 1 их истребить, но ЕС не разрешает. Платят им пособие, причём порой больше, чем зарабатывают трудовые мигранты. Нет, часть из них честно пытаются стать полноценными гражданами, устраиваются на работу, которая не устраивает мальтийцев. Мусор вывозят, например. Причём честно пашут, я видел. Но всё больше стараются жениться на мальтийских проститутках, получить шенгенский паспорт и валить в Европу куда захочется. Мальтийцы были бы только рады, но столько проституток у них просто нет. Знаменитые раритетные мальтийские жолто-оранжевые автобусы с длинным капотом исчезли :( Ну да что сказать — некоторым уже лет по 60 было. Теперь зелёные, кондиционированные-тонированные, но трепета перед историей нетути :) Изменилась и система оплаты. Раньше по остановкам платил, теперь — 2.60 и катайся весь день, пересаживайся сколько захочешь. Недельный билет вроде десятку стоит, но я не брал, точно не скажу. Фикусы в президентском саду ещё подросли

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619334.jpg

Ещё в Буджиббе есть музей старых авто. Вход старательно замаскирован, кафешка-кафешкой, но под ней два этажа обширного подвала, машин под 200, есть на что посмотреть. Вход — 7 евреев. Уже при мне перед входом намывали-полировали Роллс-Ройс 40-х годов. Причём все машины на ходу, с номерами, по общенародным праздникам на пробег выезжают. А некоторые я потом просто в выходной на улице видел. Сдаётся мне, что владельцы так решают проблему с парковкой — всё надёжно под охраной, да ещё и денешка капает :) Фоты из него складываю кучей, разбирайтесь сами где что :) Austin'ы, Triumph'ы, Thunderbird, Bugatti... На бутлеггерском катафалке написано — 150 лет на ходу, но, думаю, брехня. На последней фотке сам не знаю что, снимал, ващета, Джейка с Элвудом :) Розовый фиатик покорил аскетизмом приборной панели. Знаток там, пожалуй, целый день может провести, а я так, побродил, общее впечатление и всё. Фоток много, но не бойтесь, не всех тачек :)

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619339.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619340.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619341.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619342.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619343.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619344.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619345.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619346.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619347.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619348.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619349.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619350.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619351.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619353.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619354.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619355.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619357.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619359.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619356.jpg

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619331.jpg

Такая же фигня, в смысле впечатлений, вышла с катакомбами всё того же Святого Павла, но уже подальше — в Рабате, это рядом с Мдиной. Очень хотелось поглазеть, доплелись, умирая от жары... Ну, потолкались вполупотьмах плечами об стенки, постукались репой об выступы в потолке, поспотыкались-пососкальзывали на полу. Даже подзаблудиться умудрились примерно на 400-х квадратах лабиринта. Явно разграбленные захоронения на каждом шагу, но поскольку не знаешь чьи, священного трепета нет. Думаю, что если б с аудиогидом ходили, впечатлений было бы больше, а так — что называется, галочку поставили. Но русского у них нет, по-ангельски на слух я с пятого на десятое, читаю только неплохо, жена вообще по нулям. Но при этом умудрилась на входе прочитать, что пенсионерам скидка и возопила — я пенсионерка! Скидку мне, скидку! И ведь, что характерно, мальтиец въехал, обо что крик. Но спрашивать почему-то стал меня — Сэр, вы сеньёр? Я не въезжаю, глазами хлопаю. Вот как себе самому понять — синьор ты или не сеньёр? В каком смысле? В половом вроде да, но это и так видно, в имущественном не особо — поместья с крестьянами нет. Два раза повторил, видит, я не въезжаю, стал популярнее — 60 тебе есть? Аааа! Вот что у них сеньёр... А чо меня-то спрашиваешь, вопит-то жена. Оно, конешно, да, морда у меня более поношенная, хоть я и младше на год, и щетина седая торчит... Нет, говорю, она сеньёр. Короче, взяли за вход семь с полтиной, 5 с меня, 2.50 с ей. Паспорт не проверяли. Надо было сказать, що тоже сеньёр... Фоткать низзя, патамушта вспышка, а от вспышки чтойта с камнями приключиться может. Но я у самого входа, где и так какой-никакой свет есть (это для самооправдания, а на самом деле потому что я русский), шёлкнул по разу на все четыре стороны. Одной хватит.

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619333.jpg

Раз уж опять вспомнил про русскость... На экскурсию ездили. На три города. В остальные места нас возили в прошлый раз и туда мы в этот уже самоходом ездили, освежить впечатления неспешно. Три — это так называется. На самом деле ходили по одному — Викториозо. Местные зовут его Бурга. Патамушта, говорят, затрахали всё переименовывать для туристов. Называйте как хотите, а мы как звали, так и будем. Я их понимаю. Сам уже в Питере не знаю как половина улиц по новому называется. И как Кировский мост нынче зовут — тоже. Вроде Каменноостровский. Но не уверен, ибо с какого перепугу. Каменный Остров в 10 км на другом конце проспекта и там тоже свой мост на него с Петроградки. Да. Так вот, перед экскурсией внушали — будем заходить в католические храмы. А у католиков с платками-шапками заморочек нет, но плечи и колени должны быть прикрыты. Ога. Всё бабьё приоделось в стиле мини-бикини 69 (С) Бриллиантовая Рука. И вот топчемся мы в храме Святого Лаврентия. Мужичок сидит рядом с ящичком для пожертвований. Эдак под 90. Но приветливый и в разуме. Спрашивает деваху в шортах системы напи-ничек — вы американцы? Нет, гордо отвечает, русские! Надо же... А как на американцев похожи...

Водили только по одному городу, а по двум остальным просто прокатили на автобусе, не из жлобства, а потому что там смотреть в общем нечего. В смысле они древнее Валетты, но там верфь. И немцы во вторую мировую её бомбами утюжили непрерывно. Но перелёты у них почему-то получались чаще, чем недолёты, и два города на южной стороне бухты снесли под корень практицки, а Бурга на северной уцелела. Почти. Многие здания осколками посечены, но уничтожены полностью оказались, по иронии судьбы, только казармы именно немецкой общины рыцарей.

Кстати. Хоть у них границы городов и проходят посреди улицы, но в каждом городе свой гОвор. Они по произношению влёт понимают где живёт собеседник. И через два города на третий отличия достигают уже уровня диалекта. В результате житель Крайнего Запада (Бурга) может не вдруг понять жителя Крайнего Востока (Чиркева), хоть по прямой и всего 24 км. У Ольги на первом году деятельности смешной момент был. Администратор ДЦ, мальтийка, живущая реалиями острова, но догадывающаяся, что Россия большая, а Ольга из Москвы, в один прекрасный день говорит — Ольга, нам прислала заявку группа дайверов из Петербурга. Ты их язык знаешь?

Что-то ещё хотел сказать... А! В Валетте есть батарея пушечная, которая палит в 12 как у нас на Петропавловке. В этот раз щёлкнул, как их заряжают.

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619371.jpg

Комбинация знаков вот порадовала.

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619379.jpg

Для себя истолковал так: Вообще-то нельзя. Но если очень хочется, то можна, но — осторожнаааа...

Колбасу в магазине видал неоднозначную. Скушай, детка, Чебурашку.

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619362.jpg

Ещё в Буджиббе есть фонтан необычный — в море плавает. Версия Серёги Маркова о происхождении достопримечательности такова: В Буджиббу стало приезжать всё больше русских. И среди них, естественным образом, оказался определённый процент бывших десантников. И, когда их количество достигло критической массы, они обратились к мальтийскому правительству с требованием организовать фонтан, а то им негде купаться. Мальтийцы пошли навстречу и приняли Соломоново решение — и фонтан есть, и купаццо можно и жителей десантники не напрягают.

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619337.jpg

В прошлый раз говорил про цветы агавы, но фотки не было. Снял вот через стекло автобуса

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619336.jpg

напомню, цветок – это вся жердина целиком. В ноябре повалятся. И тоже через стекло местный вариант Рабочего и Колхозницы

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619372.jpg

Вроде исчерпался. Тут, следуя композиции первой серии, я должен произнести фразу — заведение с таким названием я просто не мог не сфоткать. И я таки её произнесу!

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619380.jpg


О погоде. На воздухе было за тридцать. В урбанистической части тяжело. Кроме того, что каменный лабиринт, так ещё и расположение в глубоко врезанных бухтах. А залив Святого Павла просторный, ветерок с моря, на второй неделе уже адаптировались. В воде 26-28 до 20 метров, на 40 – 24. Что характерно, турагентство в Питере, где путёвку брал, пока не догадался занести их в чёрный список, задолбало меня услужливыми СМС-ками о курсе уж лет 10 не существующей мальтийской лиры и текущей погоде, которую я, видимо, никак самостояельно разглядеть не в состоянии. Так вот, про воду настойчиво уверяли, что 20 градусов :)

О как я незатейливо, через температуру воды привёл к оффтопу, то бишь дайвингу :) Я вообще-то думал, что с этим уже всё, осталось из радостей жизни только Курвуазье хлебать. Я ведь с января практически не мог ходить. До машины со стонами. А в пробку попадёшь — сцепление давить со слезой. Артрит прорезался сильнейший в левой коленке. Таблеток сожрал — килограмма два. С августа стало полегче, по ровному стал ходить почти не хромая, вот лестницы — жопа, особенно вниз. В Египте-то, особенно в Макади (там я вообще сам могу гидом работать) всё просто — снарягу в ящик побросал и идёшь попыхивая сигаркой 70 метров по пирсу до бота, всё принесут-унесут. И из воды поднимут, если надо. Чаевых мнгновенно не требуют, в конце поблагодаришь тех, кто помогал, материально-умеренно, через полгода чуть не хлебом-солью встречают — Алекс, хау ар ю? :) Но в Египте-то нынче жопа. А на Мальте, как выражается мой коллега-дайвер по работе, горный дайвинг :) Во всяком случае, местами. Сначала надо с 30 килограммами на холке допрыгать по валунам до воды, потом по ним же допрыгать обратно до стоянки машин. Отписался честно Сабвеям — вот такое я теперь не пойми что, примете? Саша, да не вопрос! Всё организуем. Приехал, Серёга говорит — Мишку нашего помнишь? (5 лет назад сын их был пацаном) Он сейчас в 11-й класс пойдёт (На Мальте учебный год с октября начинается). Увидишь — не узнаешь. Лосяра. Так мы его покрасим в чорный цвет и будет у тебя личный негритёнок-носильщик. А Мишка сейчас проходит у них по честному курс дайвмастера. После школы хрен его знает, чего ему захочется, но одна специальность уже будет. И он у меня был не только носильщиком, но и персональным гидом. Это же просто полный кайф. Не надо ластать за группой, хочу вот эту актинию 10 минут рассматривать, и буду. И ему опыт набирать в гайдинге с человеком, которого чем-то удивить-испугать под водой уже невозможно, проще. Ну лажанулся в чём-то, да мне пофиг, что-то сам поправлю, что-то прощу без истерик.

На крайнем дайве аж смешно было. По графику остров Comino – Lantra point (проход по тоннелю с 6 до 20 м и стенка с мягкими кораллами), второй дайв — Alex Caves. Пещеры, в смысле. Уже на судне выясняется, что второй дайв - таки затопленный сторожевик P31. Во-первых, я там уже был. Во-вторых, меня металлолом, что на суше, что под водой, ни разу не впечатляет. Нет, есть исторические wreck'и. Что-то попытаться почувствовать-понять, как оно было. Лет 100 назад затонувшие. Или хоть 70, как Тистельгорм, но с грузом — мотоциклы, грузовики, танки, паровозы... Интересно. На свежие я не хожу принципиально. Вот в Египте народ ломится на Салем, недавно затонувший паром с людьми. Фотки выкладывают с детскими скелетами. Мне это противно. Осквернение могил в угоду самовосхвалению — вот какой я крутой. А тут — очищенное, без машин, специально затопленное корыто. Ну железо, оно железо и есть. Консервная банка пустая. Я к Серёге — ну этта... типпа... а куле... Отвечает — ну ты ж видишь, 30 человек свежих привалило. Ну куда я их потащу в пещеры, они ж там половина перетеряются нах. Оно типа так... Но всё ж рядом... Мы ж с Мишкой... Мы ж баржА... (С). Лады, сброшу вас у пещеры, покажу азимут, придёте потом к лодке. Ога. У Мишки компаса нет, у меня есть, но он в консоли встроен, его не отдать. А я на нём уже вижу только 4 буквы — SWNE, а цифирьки фигу :) Нашли Мишке компас. Про фонари я уже не стал спрашивать, чтоб не спугнуть :) Мишка-то всё время был с маленьким налобным. Свету чуть-чуть, но мне пофиг, лишь бы хоть что было видно. Я пятый в жизни дайв нырял у турок ночью с фонарём, который на 3-ей минуте погас :) И вообще, если не ссать, а дать глазам привыкнуть, то от луны тоже очень хороший свет :) Но не в пещере. А Мишка как раз свою звезду во лбу снял и на зарядку положил. И вот, ползут два удака, из принципа, по разветвлённой пещере, правой рукой нащупывая стенку, левой дно, в кромешной темноте. За каким уем — непонятно. Причём одному-то ладно, лет 17, да он на работе, прогибается под клиента, но второму-то уже 59 :-D Подумалось мне, что должен был бы уже какие-никакие мозги нажить, и повернул обратно. Выходить было, как всегда, очень красиво. Вокруг чернота, а впереди синее сияние. За это можно всё отдать (С).

Ещё по приколу. Ездили в Zurrieq, (если я ничо не путаю в мальтийском). В сухопутном народе место известно как Blue Grotes. Катание на лодках, игра света и всё такое. Аналогу на Гозо (Inland Sea – Azur Window) в подмётки не годится по цветовым эффектам, но с пивом сойдёт. Дайверы туда ездят за другим — там метрах в 300-400 от берега лежит танкер El Faroud. Здоровенный, пополам переломившийся. Реально впечатляет масштабом. Но до него ластАть... И я там уже был... Договорились с Мишкой, пока все ломятся на металлолом, походить вдоль скал. Очень приятное место. Каньончики, гротики, звёзды, восьминоги, скорпенки, муренки... И я нашёл серебряное колечко с тремя не пойми какими камушками. Где-то под пулемётными гнёздами, метрах на 20

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619330.jpg

Дня через два ныряем в Валетте на затонувший по чесноку Her Majesty The Queen Ship Maory. Эсминец, то бишь, аглицкий, реально забомбленный во вторую мировую. Со всем вооружением. Осталось от него примерно половина, но пройти обломки — внушаить. Это не спецом затопленное корыто. И восьминоги-муренки там уже прижились-освоились и вааще... Кстати, на Мальте очень красивые мурены. Золотые с синим. Или синие с золотым, это как глянется. Красноморские тоже с причудливым рисунком, но серо-чорно-белые. Да. Таки я там подбираю серебряную филигранную серьгу см 6 в диаметре :-D Примерно вот здесь, малость поближе к тому берегу, где соборы

http://photo.qip.ru/photo/ded-av/96696299/xlarge/131619361.jpg

На следующий день ныряем в пещеру Мики-Мауса (типа голова с двумя ушами на макушке, в ушах половина пещеры на воздухе, правда, очень затхлом), я после дайва эдак разочарованно — чота я сегодня без серебра... Мишка ржать :-D

Ну ещё юморного. Тараканов на Мальте, как ни странно, почти нет. Раз в год всплеск популяции на месяц, потом исчезают. Местные русские всерьёз верят, что их приносит ветром с Африки (всплеск по времени совпадает), а потом их что-то не устраивает и они мрут. Одного я видел — вчетверо раздутый майский жук. Тоиссь, крепкий такой, большой, высоко на ногах стоящий. Ну не верю я, чтоб таких монстров за 200 км могло ветром принести. Верняк на кораблях приезжают. Почему дохнут потом — вот это вопрос. Ольга рассказывала — появились над ней новые соседи. Русские. И через пару дней на конпутерном столике самообразовался классический российский таракан. Мелкий и рыжий. Посмотрела она на него, со вздохом взяла тапок, и сказала — прости, товарищ, но не срослось у тебя с эмиграцией...

А. Ышо. В Буджиббе есть русский магазин. Откуда узнал — мы с женой кефир любим. А там его нет. И сметаны нет. И ёгурт какими-то напёрстками продают. Сами-то в основном молоко хлещут литрами. А в русском Ольга сказала, кефир есть. И сметана. И пельмени. Тут Андрей Лисичанский вскидывается — щас пельменей НЕТ! Я вчера заходил — НЕТ! Ольга: дык откуда им быть. Их позавчера привезли, я все скупила и в морозильник сунула.

Да. Пора как-то закругляться. Но концовка не сочиняется. Глянул в первую серию — там про выпивку. Скушно. Короче — ещё раз огромная благодарность сотрудникам ДЦ Subway — Серёге, Андрею, Лане, Ольге, Мишке. Высочайший профессионализм и просто очень хорошие люди. И чтоб на них напали грОши (С).

2013г.